Ви є тут

Жанр в контексте исторического развития телевизионного искусства : На примере телевизионного пространства России и Украины, 1950-2005 гг.

Автор: 
Гаврилюк Анна Петровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276704
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
2
3
Глава I. Формирование информационных и аналитических ^
жанров на советском телевидении (1950-1980-е годы).
1.1. Телевизионный жанр как предмет искусствоведческого исследования: критический обзор научной литературы.
1.2. 1950-1960-е годы. 31
1.3. Конец 1960-1970-е годы. ^
1.4. 1980-е годы. 71
Глава II. Основные тенденции жанрообразования и проблемы 86
художественности в телевизионном искусстве России и Украины (конец XX — начало XXI веков).
2.1. Телевидение в условиях новых политических свобод 86 (1990-1993 г. г.).
2.2. Телевизионный эфир в ситуации рыночных отношений 95 (1994-2005 г. г.).
Заключение 136
Список используемой литературы 139
Приложения 165
Содержание
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Телевидение самое многогранное явление культуры XX века, функции которого простираются от средств массовой информации до высокого искусства, обладающего колоссальными возможностями эстетического воздействия на людей. За несколько десятков лет XX века художественная структура жанра в телевизионном творчестве не раз менялась и усложнялась, вбирая в себя жанровые признаки смежных искусств - театра, кино, литературы.
Для современного искусствоведения решение проблемы формирования жанров на телевидении является чрезвычайно насущным, поскольку затрагивает вопрос рационального использования профессиональных кадров и финансовых возможностей; духовного и эстетического воздействия на миллионную аудиторию; дифференциации зрительских потребностей и уровня проведения их телевизионного досуга.
Процессы изменения содержания художественного вещания коснулись всего телевизионного поля России и Украины. По данным социологического исследования, в течение последних трех десятилетий и до сегодняшнего дня телевидение выступает в мире несомненным лидером в демонстрации широкого спектра художественной продукции. Поэтому телевизионные жанры имеют еще одно важное значение - в них, как зеркале, отражается повседневность. Изучение этого феномена поможет повысить качество художественного транслирования.
Степень разработанности проблемы
В современной науке теорию жанров разрабатывали М. Бахтин1, М. Каган2, Ю. Борев3, В. Скатерщиков4. Они рассматривали в своих трудах проблемы жанров в науке эстетике, одним из предметов которой является
1 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лез / М. М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975.-502 с.
2 Каган М. С. Кулыура - философия - искусство (Диалог) / М. С. Каган, Т. В. Холостоэа. - М.: Знание, 1988.
- 63 с.; Каган М. С. Морфология искусства. Ч. 1,2,3. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с.
’Бореи 10. Б. Эстетика: отношение к действительности. Творчество. Произведения. Природа. Природа и виды искусства. Художественный процесс. Обращение с искусством /10. Б. Борев. - М.: Русь-Олимп, 2005.
- 829 с.
4 Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике / В. К. Скатерщиков, Ш. М. Герман-М.: Знание, 1982.-223 с.
16
Практическая значимость работы. Данное исследование может служить:
1. Учебным пособием для высших учебных заведений, готовящих телевизионных режиссеров, операторов, журналистов, телерепортеров.
2. Научно-методическим пособием для обучения кадров
телевидения, непосредственно связанных с выпусками информационных, аналитических и художественных передач.
3. Курсом лекций по дисциплине «Жанрообразование на отечественном телевидении».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Обоснование основных исторических этапов, которые способствовали зарождению, становлению и развитию информационных, аналитических и художественных жанров на российском и украинском телевидении (1950-2005 г.г.), анализ их соответствия общемировым процессам распространения телевидения.
2. Определение специфических выразительных средств, таких как кадр, ракурс съемки, крупность плана, образное режиссерское решение, оформление, музыкальное сопровождение, которые в совокупности формируют художественно-образное воплощение информационных, аналитических и художественных жанров в современном телевидении России и Украины.
3. Спецификой современного состояния телевизионных передач является их коммерциализация, тиражирование жанровых находок, эклектизм, интерактивность, что влияет на процессы жанрообразования в телевизионном искусстве.
Апробация
Работа обсуждена на заседании кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов.
17
Основные положения диссертационного исследования и полученные результаты нашли отражение в докладах научных конференций:
«Духовна культура в інформаційному суспільстві» (Харкові ХГАК., 24-25 января 2002);
«Культура та інформаційне суспільство XXI» (Харкові ХГАК., 16-18 апреля 2003);
«Культура та інформаційне суспільство XXI» (Харкові ХГАК., 22-23 апреля 2004);
«Девятые международные чтения молодых ученых Памяти Л.Я. Лившица» (Харьков: ХГПУ им. Г.С. Сковороды, 23-24 февраля 2004); «Інформаційно-культурологічна та мистецька освіта: стан і
перспективи» (Харкові ХГАК., 12-13 октября 2004);
«Культура та інформаційне суспільство XXI» (Харкові ХГАК., 20-22 апреля 2005);
«Одиннадцатые международные чтения молодых ученых Памяти Л.Я. Лившица» (Харьков: ХГПУ им. Г.С. Сковороды, 27-28 февраля 2006); «Культура та інформаційне суспільство XXI» (Харкові ХГАК., 24-26 апреля 2006).
Положения диссертации изложены в материалах научных конференций и научных статьях. Опубликовано тринадцать работ по теме исследования.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы на русском и иностранных языках (239 наименований) и приложений.
Введение заключает в себе обоснование актуальности темы исследования, его задач и целей. Автором определяется методология, научная новизна работы и практическая значимость. Также, раскрывается степень разработанности проблемы.