Ви є тут

Икона в литургическом пространстве храма : по материалам псковской иконописи

Автор: 
Федотова Римма Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299078
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
2
Введение 4
Глава 1. Историография проблемы 15
1.1 Понятие литургического пространства 15
1.2 Внутреннее пространство храма как ансамбль 23
1.3 Место иконы в контексте ансамбля внутреннего пространства храма 29 Глава 2. Икона в литургическом пространстве: вопросы методологии 36
2.1 О понятии канона 38
2.2 Исторические аспекты 47
2.3 Эстетические аспекты 55
2.4 Психологические аспекты 63
Глава 3. Икона в литургическом пространстве приходского храма 72
3.1 Исторический аспект 73
3.2 Психологический аспект 84
3.3 Эстетический аспект 98 Глава 4. Икона в литургическом пространстве монастырского храма 105
4.1 Исторический аспект 106
4.2 Эстетический аспект 115
4.3 Психологический аспект 127
Глава 5. Икона в литургическом пространстве соборного храма 148
5.1 Исторический аспект 150
5.2 Эстетический аспект 154
5.3 Психологический аспект .161
Заключение 174
Список использованных источников и литературы 181
Список сокращений 217
Приложение 219
К диссертационной части: Глава 3. Раздел 1 219
К диссертационной части: Глава 3. Раздел 2 243
3
К диссертационной части: Глава 3. Раздел 3 266
К диссертационной части: Глава 4. Раздел 1 281
К диссертационной части: Глава 4. Раздел 2 300
К диссертационной части: Глава 5. Раздел 1 340
34
изображения в контексте храмового пространства. Он подчеркивает, что иконами могут быть названы только те из них, которые являются объектами индивидуального поклонения или же публичного чествования, т.е. чудотворные образы131. Аналогичного мнения придерживается М. Кено132.) Поэтому автор уделяет большое внимание тем особенностям места иконы в контексте храмового ансамбля, которые были связаны с литургическим чествованием памяти отдельных лиц. Однако подход X. Бельтинга можно назвать чересчур обобщающим, широким. Для автора икона - «замена, перевод литургической реальности, т.е. присутствия Бога и святых»133. Для методологии X. Бельтинга важным оказывается момент тесного переплетения сакрального пространства, формируемого иконой и самой иконы: «Размещение в пространстве и восприятие отдельного образа наставляют созерцателя воспринимать иконы с предопределенной точки зрения»134.
Основным положением другого направления в историографии (П. Евдокимов, свящ. П. Флоренский, Н.Г. Грибунина) является комплексное понимание места и функции иконы в литургическом пространстве. Они существуют неразрывно друг с другом: «Литургическое назначение» иконы -устремленность к Царству, ожидание священнодействия, наполненное светом присутствия135.
Функция художественно-эстетической составляющей церковного искусства - средство возведения участников богослужения от мира дольнего к горнему136. Особенно характерно такое понимание иконы для раннехристианского периода - образ как принципа связи между человеком и
131 Walter Ch. The Origins of the Iconostasis// Eastern Churches Revue (Oxford). 1971. Vol. 3. P. 251 -267.
,32 Ср.: «Слово и образ объединяются, открывая сокровенный лик Писаний. И если евхаристия позволяет каждому крещеному становиться единой плотыо со Христом, то икона открывает Его лицом к лицу. Мы имеем здесь две формы мистического сущностного соединения в Православной Церкви, для которой образ вне литургического употребления не является иконой (выделено нами. - Р.Ф.». (Кено М. Воскресение и икона ... С. 56).
133 Бельтинг X. Образ и культ ... С. 260.
134 Там же. С. 203.
135 Евдокимов П. Искусство иконы ... С. 175.
136 Бычков В.В. Русская теургическая эстетика ... С. 250.
35
137
Богом . При этом важным для этой системы взглядов является понимание иконы как символа, составляющего онтологическое целое с первообразом, а не просто как знака, вызывающего определенные ассоциации и
138
психологические переживания . «Икона прежде всего позволяет увидеть изобразительную функцию самой литургии, наглядное, образное
139 /
представление всего домостроительства спасения» (все тексты поясняют празднуемое событие, икона показывает его).
Мы не ставили своей целью дать исчерпывающий обзор проблемы, а, скорее, проследили логическую цепочку, которая кажется нам перспективной. При этом приведенные аргументы скорее качественно намечают путь решения, чем решают проблему. И все же главным является, на наш взгляд, поиск именно концептуальных решений. Поэтому мы сознательно избегали деталей и старались оставаться в рамках достаточно общих принципов и идей.
117 Грибунина Н.Г. Христианское культовое действо как целостная система ... С. 131.
138 Бычков В.В. Русская теургическая эстетика ... С. 254.
139 Евдокимов П. Искусство иконы ... С. 189.