Ви є тут

Традиции и современность в дизайне упаковки : На примере винной упаковки

Автор: 
Бирюкова Мария Евгеньевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274598
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ШЕКЖОВА М. Ё-ЛТЕАЛШ1ИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Р ДИЗАЙНЕ УПАКОВКИ (НЛПГИМЕГЕ ВИННОЙ УПАКОеКИК20.0.4_ 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................4
ГЛАВА I. СЛОЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ВИННОЙ УПАКОВКИ....................................14
1. Особенности упаковываемого товара: вино в культуре и истории. Классификация вин. .........................................................................................14
2. Культура потребления, оценка и идентификация вин..........................22
3. Этапы сложения традиционных форм винной упаковки..........................26
3.1. Основные предпосылки к возникновению винной упаковки.................27
3.2. Появление специальной тары и первой маркировки вина..................28
3.3. Средневековый период (кон. V — нач. XVII вв.): от глиняных кувшинов к стеклянным бутылкам.........................................................................31
3.4. XVII век — один из важнейших этапов в развитии упаковки и виноделия. Становление классической винной упаковки и формирование светского статуса вина...............34
3.5. Идентификация товара и зарождение маркировки упаковки в ее современном виде 38
3.6. Формирование традиционных форм классических винных этикеток..........40
ГЛАВА II. ТРАДИЦИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ ВИННОЙ УПАКОВКИ.........................................................48
1. Современная упаковка как объект дизайнерского анализа....................................48
1.1. Требования к упаковке...............................................................49
1.1.1. Функциональные требования к упаковке...........................................49
1.1.2. Эхономические требования к упаковке..........................................- 53
1.1.3. Нормативно-законодательные требования..........................................54
1.1.4. Экологические требования к упаковке........................................... 55
1.1.5. Культурно- эстетические требования к упаковке..................................56
1.2. Условия восприятия винной упаковки..................................................57
1.2.1. Этапы восприятия упаковки...........................................-..........59
1.2.2. Уровни восприятия упаковки.....................................................64
1.3. Определение понятия «упаковка»......................................................66
1.4. Формирование ассортимента первичной упаковки........................................67
1.4.2. Винная этикетка.............................. ............... .............. 71
1.4.3. Другие типы первичной упаковки.................................................73
1.5. Стилевые особенности винной упаковки................................................75
2. Классификация дизайнерских решений винной упаковки !.....................................85
2.1. Типология винных емкостей...........................................................85
2.1.1. Бутылки...................................................................... 86
A) Классические бутылки ................................................. 86
B) Бутылки с модифицированной поверхностью ..................................... 88
БИРЮКОВАNLE.j-TPA;,t»UHHKCC»Bm.iEHHOcri>вдизайне vhakqbkh (н* прнмЕг.адннноР,упакоьки^^М______________ 3
C) Нестандартные формы бутылох........................................................-......................................................90
D) Бутылка в обертке.................................................................92
Б) Полимерные бутылки ..............................................................93
2.1.2. Керамические сосуды..............................................................94
2.1.3. Fast Drink.......................................................................94
2.1.4. Картонная первичная упаковка.....................................................95
2.2. Типология винных этикеток..............................................................96
2.2.1. Классические (винодельческие) этикетки...........................................96
A) Типовые геральдические этикетки...................................................97
B) Текстовые этикетки...............................................................102
C) Этикетка-стиль..................................................м................103
D) Этикетка-хартина.................................................................103
E) «Растительные» этикетки..........................................................104
2.2-2. Универсальные этихстки..........................................................109
A) Винодельческие изображения.......................................................110
B) Другие изображения...............................................................112
2.2.3. Современные этикетки............................................................113
A) Типографические этикетки.........................................................114
B) Абстрактные этикетки.............................................................115
C) Фантазийные этикетки.............................................................115
D) Фактурные этикетки...............J......!...........................^...........116
E) Этикетки с фмурной высечкой.................................................;...116
’ • i 2.3. Типология вторичной упаковки длк вина................. л.............. ............•..117
2.3.1. Бутылка+вторичная упаковка......................................................117
2.3.2. Набор (объединение бутылок в единой вторичной упаковке).........................118
ГЛАВА 111. РОЛЬ ТРАДИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ ВИННОЙ УПАКОВКИ.....................................................................121
1. Проблемы традиций в графическом дизайне винной упаковки....................................121
1.2. Комплексные дизайнерские решения винной упаковки как одна из форм продолжения и развития традиций упаковки и культуры потребления вина......................................123
1.2.1. Упаковка, задающая ситуацию потребления.........................................123
1.2.2. «Самоценная» упаковка...........................................................124
A) Игра............................................................................ 125
B) Национальный сувенир...........................-.................................126
C) Статусный сувенир................................................................126
D) Арт-дизайн и рекламная акция.....................................................127
1.2.3. Серия вин.......................................................................128
2. ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ВИННОЙ УПАКОВКИ И ЕЕ ЗНАКОВО-СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ. Механизмы влияния традиций графического дизайна..................................................129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................139
БИБЛИОГРАФИЯ
145
БИРЮКОВА. М. Е. «ТРАЛЖПГИ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ДИЗАЙНЕ УПАКОВКИ (НА ПРИМЕРЕ ВИННОЙ УПАКОВСТП». 20Ш_
баснословного роста знаний и производительности, открывающих новые увлекательные возможности, а также выражение неодолимой тяги к тому, что можно назвать «культурой клинекс». Смысл ее в том, что все большее количество изделий превращается в предметы временного пользования» /30/. Высказанные мнения подтверждают тот факт, что окружающие нас упаковки постепенно стали не просто частью современной культуры, но и сами стали формировать окружающую среду. Особый статус материальной культуры в наши дни и потребительские запросы современного общества способствовали такому явлению как супермаркет, где упаковка выполняет роль продавца, иными словами выполняет коммуникативные функции между человеком и предметами современной материальной культуры. История виноделия как отрасли, исторические этапы сложения типов винной упаковки, сохраняющихся и поныне — все это демонстрирует не просто эволюцию форм емкостей, а раскрывает культурно-посредническую роль упаковки, ее специфику как графически-коммуникативного «лица» товара.
Вино в культуре и истории. Специфика виноделия как отрасли. Вино сопровождало людей на разных этапах культуры и истории человечества. Оно является самым распространенным и технологически очень сложным продуктом производства, которое, начиная со времен позднего неолита /10/, заняло в быту прочное и почетное место у разных народов и этнических групп населения нашей планеты. Вину придавалось разнообразное значение: мистическое, религиозное, лечебное,
увеселительное. Возникновению виноделия, его распространению и развитию посвящено много вымышленных и невымышленных историй, легенд и сказаний; тема вина используется в фольклоре многих народов, она отражена в празднествах, обрядах, поэзии и музыке. Древние считали, что сок плодов становится опьяняющим из-за того, что там поселяется особый дух. Римляне называли этот дух «спиритум вин», арабы - «алкоголь». В античной культуре вино, винопитие и виноделие являлись неотъемлемой ее
БИРЮКОВА М. Е. «ТРАЛ1ПГИИ И СОВРЕМРтюгтТЪ в лизайнн УПАКОВКИ (НА ПРИМЕРЕ рготой УПАКОЭКИ)»^20О4_ 2(5
частью, они были символом плодородия и наслаждения жизнью. Одинаковую важность древнегреческие поэты придавали как описанию самого вина в художественных произведениях («Одиссея», «Илиада» Гомера), так и написанию рекомендаций по приготовлению вина (Гесиод), его хранению и изготовлению сосудов для вина /15/. Здесь также необходимо упомянуть произведения в сфере изобразительного искусства и поэзии. Стихи и поэмы, посвященные культу вина, занимают важное место и у современных авторов, и у поэтов, пришедших из глубокой древности, — Омара Хаяма, древнеримских и древнегреческих авторов /15/. Вино как стиль жизни и образ служит основой для творчества и в современных видах искусств, например, в фотографии и кинематографе. Все это лишний раз подтверждает факт восприятия вина как части современной культуры не только на уровне напитка.
, Решения художников в сфере дизайна винной упакдвки также представляют отдельный пласт не только графической, но и винодельческой культуры, что дает возможность оценить место виноделия в культуре, понять и представить неоднозначный образ вина. Следовательно, правомерно говорить о сформировавшейся культуре виноделия и потребления вина, которая занимает не последнее место в современном обществе и культуре. За всю историю своего существования вино прошло долгий путь, придя в сегодняшнюю жизнь и принеся с собой традиции и отголоски прошлых времен.
Сосуду, содержащему вино, всегда придавалось немаловажное значение. Наравне с вином он упоминается в рубаях Хайяма («За кувшин я все царства земные отдам...») и пушкинских строках («Там, там во льду хранится/ бутылок гордый строй,/ и портера таится бочонок выписной») /15/, кувшины и бокалы изображаются на картинах многих мастеров. Сосуду предназначалась сакральная роль вместилища и хранилища вина, и он был не только частью ритуала, но и объектом приложения декоративного искусства.