Ви є тут

Градостроительная реконструкция прибрежных промышленных территорий крупнейших городов : На примере г. Волгограда

Автор: 
Фролов Сергей Сергеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275524
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ Ю
1.1. Социально-фадостроитсльный аспект 10
1.1.1. Формирующая роль промышленных предприятий прибрежной зоны в крупнейших городах 11
1.1.2 Обеспечение развития социально-функциональных связей промышленных и селитебных территорий 14
1.2. Архитектурно-градостроительный аспект. Специфичность архитектурно-композиционного формирования промышленной застройки на прибрежных территориях ' 21
1.3. Урбоэкологический аспект 29
1.3.1. Обобщение экологических знаний в теории градостроительства 29
1.3.2 Экологическая направленность реконструкции промышленных территорий 32
1.4. Задачи функционально-планировочной организации на различных градостроительных уровнях 40
1.4.1. города 41
1.4.2. промышленной зоны (промрайона, промузла) 45
1.4.3. предприятия 54
1.5. Принципы архитектурно-планировочной реконструкции прибрежных промышленных территорий крупнейших городов 54
Выводы 60
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ 67
2.1. Ретроспективный анализ развития промышленных зон г. Волгофада. Становление. Развитие. Реконструкция 67
2.1.1. Становление, индустриальное развитие Царицына в периоде с конца
з
XIX в. по 1910-с гг. 68
2.1.2. Развитие и закрепление производственно-территориальной структуры Сталинграда в периоде с 1920-х гг. по 1941 г. 74
2.1.3. Генеральный план восстановления 1945 г. и место промышленной индустрии в каркасе города. Дальнейшее градостроительное развитие промышленных зон 77
2.1.4. Дальнейшее градостроительное развитие прибрежных промышленных территорий Волгограда. 1960—80-е гг. 82
2.2. Анализ тенденций формирования системы промышленных зон на прибрежных территориях г. Волгограда 84
2.3. Проекты и предложения реконструкции промышленных зон г. Волгоірада
2.4. Градостроительные условия реконструкции (описание) прибрежных промышленных зон г. Волгограда 92
2.5. Методика градостроительного анализа 103
Выводы 107
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ г. ВОЛГОГРАДА 111
3.1. Теория пространственной градостроительной модели 111
3.1.1. Функциональная модель 111
3.1.2. Архитектурно-композиционная модель 115
3.1.3. Экологическая модель 120
3.2. Концепция реконструкции прибрежных промышленных территорий г. Волгограда 122
3.3. Практические рекомендации реконструкции прибрежных промышленных территорий г. Волгограда 129
Выводы 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 148
Необходимость организации оптимальных функциональных связей между местами приложения труда, жилой территорией, центром и рекреацией относится к важнейшим функционально-планировочным предпосылкам реконструкции сложившихся промышленных образований. Степень оптимизации этих связей определяет функциональное освоение территории. Необходимое условие для достижения высокого качества освоения - комплексность формирования основных структурных частей города. Основным критерием связанности структурных частей являются затраты времени на передвижение между селитьбой и производством. Уменьшение затрат достигается сближением этих функций. В условиях крупного города это может быть достигнуто в результате рациональной концентрации мест приложения труда и населения в отдельных частях города. Растущий выбор мест приложения труда, возрастающая пространственная и социальная мобильность трудящегося населения требуют более гибких форм взаимного расположения мест труда и жительства. В силу значительных размеров современного индустриального города и различий в функциональнопространственной структуре мест приложения труда система трудовых связей в нем получает выраженный многоуровневый характер. Он обусловливается взаимодействием таких мотивирующих каждое индивидуальное решение о трудоустройстве факторов, как содержание и характер труда на предполагаемом месте работы и доступность мест работы от места жительства и объектов социально-культурного обслуживания. Ю. П. Бочаров выделяет три территориальных уровня трудовых связей отношения социально-профессиональных групп к сочетанию вышеуказанных факторов: общегородские, не локализующиеся в замкнутых контурах, условие их формирования - профессиональная заинтересованность групп и индивидуумов с узкой и уникальной специализацией; зональные, образующиеся на основе тяготения трудовых ресурсов со сравнительно высоким уровнем профессиональной специализации к промрайо-нам, узлам, административным учреждениям; локальные, характеризующиеся ограниченными ареалами распространения, в основе которых лежит занятость
18
жителей не производстве с неспецифическими содержанием труда и профессиональной структурой [7].
Имеется связанность критериев степени физического и морального износа основных фондов градообразующей базы (промышленности) с оценкой уровня технологии и квалификации труда. Предприятия с устаревшей технологией в наименьшей степени привлекают собственное население крупного города и стимулируют поэтому его механический прирост, большое количество маятниковых трудовых миграций, ухудшают архитектурно-художественный облик городов (что является социальной предпосылкой структурной реорганизации и модернизации крупнейших комплексных производств) [58].
Пространственная мобильность имеет важное значение для проектирования градостроительных систем. Возникает задача обеспечения средствами пространственной организации возможности выбора места и формы деятельности индивидов как членов социально-профессиональных групп. Средства для этого многообразны - это обеспечение внутренних резервов в формируемых структурах (создание различного типа гибких структур), обеспечение возможности роста, пространственного развития градостроительных систем (создание «открытых» структур), наконец, обеспечение возможности смены условий проживания и деятельности путем предоставления их широкого выбора.
Эмпирические исследования социологов доказывают, что в высокоурбанизированной среде у человека складываются более либеральные взгляды на все стороны жизни, люди становятся социально и профессионально мобильнее [38]. Эти тенденции, а также изменение стереотипов пространственного поведения, повышения общего образовательного и профессионального уровней городского населения в условиях разнообразия структуры производства доказывают несостоятельность функциональных схем с замкнутым трудовым балансом в условиях крупного современного города. Ориентиром функциональнопространственной организации становится система, включающая в себя комплексные промышленно-сслетсбныс образования, в которой представлены возможности функционирования всех трех типов территориальных трудовых свя-