Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ
3
Глава Г Гендерные стереотипы в религии: понятийный аппарат и теоретико-методологические основы...................................16
1.1 Гендер: предмет, теория, методология.........................16
1 ^Социальный стереотип. Гендерные стереотипы..... ____....____ .43
ГЗРелигиозный опыт и традиции....................................71
1.4Влияние религиозной традиции на процесс гендерной стереотипизации.......................................... ..78
Глава 2. Православие и буддизм как источники формирования гендерных стереотипов.........................................................87
2.1 Гендерные стереотипы в православии............................87
2.2 Гендерные стереотипы в буддизме..............................102
Глава 3. Религиозная принадлежность и проблемы формирования гендерных стереотипов в современном российском обществе (по материалам эмпирических исследований)................................115
3.1 Влияние православной традиции на гендерную стереотипизацию..] 16
3.2 Влияние буддийской традиции на гендерную стсрсоншизацню.... 125
Заключение.........................................................131
Источники и литература.............................................133
Приложения.........................................................146
Введение.
Актуальность темы исследовании. Гендерные исследования, как новое направление гуманитарного знания, активно развиваются в последнее десятилетие как в России* так и за рубежом.. Процессы демократизации, в нынешней России невозможно осуществить без гармонизации отношений между различными слоями общества, включая и отношения между полами -гендерные отношения. Возникла необходимость анализа гендерного сознания современных россиян.
Гендерная методология позволяет по-новому анализировать социальные процессы и делать адекватные, аргументированные выводы. Гендерные отношения составляют один из важне1шшх аспектов социальной и культурной жизни общества. Социально-экономические преобразования современной России инициировали новые противоречия в гендерной сфере: усилилась гендерная асимметрия на рынка труда; произошла дезорганизация семьи как социального института; произошли значительные изменения в ценностно-нормативной системе общества, в ней трансформируются образы маскулинности, фсмшшостл; в реальной жизни воспроизводятся традиционные гендерные стереотипы, которые сталкиваются с новыми реалиями социума; происходи дискриминация как женщин, так и мужчин в различных сферах социальной жизни общества.
Гсццсриая стерсотипизация создает дополнительные - социальные, культурные - гендерные различия, которые являются основой дифференциации социальных статусов и ролей мужчины и женщины в обществе. Некоторые гендерные стереотипы оказывают негативное воздействие как на мужчин, так и на женщин, препятствуя развитию свободной гармоничной личности, щраничивая реализацию потенциальных возможностей индивида.
Гендерные стереотипы формируются в течение длительного развития общества, поэтому они не только отражают ментальные уровни носителей гой или иной культуры, но и существенным образом влияют на современное
15
5) Несмотря на то, что православные и буддисты с готовностью следуют традиционным Фидерным стереотипам, все же имеет мест влияние модернизаций, произошедших в современном обществе, ориентации на эгалитарные гендерные пршщнтты.
6) Следует отметить стремление верующих гармонизировать реальные гендерные отношения с идеальными гендерными ролями, предлагаемыми религиями, адаптировать имеющийся опыт к традиционным религиозным гендерным моделям.
I
Глава 1. Гендерные стереотипы в религии: понятийный аппарат и
теоретико-методологические основы.
1.1 Гендер: предмет, теория, методология.
Современная наука проявляет интерес к таким социальным категориям как «пол», «гендер», «гендерная социализация». «гендерная дифференциация» и пр. Интерес к феномену пола связан с осознанием того значения, которое пол оказывает на жизнь человека. Данная тематика затрагивается различными науками: медициной, психологией, этнографией, антропологией, культурологией, социологией и пр. Они изучают проблему пола с разных сторон, разными методами и подходами.
До появления гендерной теории понятие пола было однозначным. Под ним понимались биологические, психические особенности мужчин и женщин. Биологические характеристики были базовыми, на их основе строились все остальные. Мужчина и женщина определялись как разные противоположные миры.
Однако, по мере развития научных исслсдовашпг, возшгкновенпя новых направлений в социологической, психологической и других теориях, выяснилось, что между мужчинами и женщинами больше сходства, чем различий. Многие исследователи, как отмечает О. Л. Воронина, считают, что «единственно значимое биологическое различие между мужчинами и женщинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства, а все остальные различия не так уж важны для человека»1.
Традиционно женщин называют «слабый пол», а мужчин «сильная половина человечества». Женщине приписывают такие качества, как пассивность, слабость, эмоциональность, а мужчине - активность, силу, рациональность. Но реальность доказывает образное. Существует огромное разнообразие характеристик мужчин и женщин. Поэтому мы согласимся с
1 Воронина О. Л. Феминизм и гендерное равенство. М., 2004. С. 123.
- Київ+380960830922