Ви є тут

Специфика социализации подростков современного крупного города: вхождение в рок-культуру

Автор: 
Гончарова Наталия Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271831
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ.
1 Введение .......................................................... 3-16
* Глава 1. Особенности социализации подростков в
современном российском обществе,
1.1 Социализация в контексте основных
социологических концепций.................................17-27
1.2. Институты социализации в условиях
трансформирующегося общества............................. 28-45
1.3 Особенность подростковой фазы инкультурации: формирование потребности в нетрадиционном институте социализации ........................................46-62
Глава 2. Рок-музыка как системообразующий элемент молодежной субкультуры
2.1. Рок-музыка: социокультурные основы явления.............. 63-81
2.2. Функции музыки в рок-культуре ... .......................82-94
*
Глава 3. Особенности социализации подростков крупного города: опыт прикладного
социологического исследования .........................95-97
3.1. Сегментирование подростков по ценностным
ориентациям: нонконформистская группа..................97 -117
3.2. Мировоззренческая направленность социализации
в рок-музыке .......................................... 118-132
Заключение .................................................... 133-137
Список литературы ............................................. 138-153
Приложения..................................................... 154 -166
•#
2
Введение.
Актуальность темы. Реорганизация социально-экономического и политического строения российского общества непосредственно сказалась на функционировании традиционных социальных институтов - семьи, образования, общественных организаций. Это проявилось в ослаблении важнейшей функции - социализации молодого поколения. Отличительной особенностью выполнения этой функции данными институтами являлась целевая установка на социализацию в ключе достижения модального типа личности. Достаточно разработанной была и социальная технология социализации молодежи, которая реализовывалась полностью или частично этими институтами. В условиях советского общества воспитательная установка семьи и школы были согласованными, что усиливало их воздействие на личность. В этом отношении можно говорить о гомогенном пространстве социализации.
Реформы социально-экономической и политической системы российского общества 90-х гг. привели к разрушению единства этого пространства. Коммерциализация общества способствовала увеличению социальной дистанции между поколениями, проявившейся в формировании существенного различия ценностных установок старших поколений и юношества, в первую очередь - подростков. Кроме того, наблюдается различие в ценностных установках, формируемых школой, семьей, и первичными микроколлективами, в которых происходит становление юношества.
Одной из важных объективных причин, вызывающих кризис институтов социализации, является их несоответствие требованиям, предъявляемым трансформирующимся обществом. Социальные институты, отвечающие за социализацию поколения, являются консервативными по своей сути, они направлены на поддержание и трансляцию сложившегося в обществе социокультурного образца, а трансформирующееся общество
з
ее специфические ценности, нормы поведения, стили общения, установки и т.д. Значимую роль при этом играют первичные институты социализации, в особенности семья, недостаток эмоциональной близости в которой является одной из ведущих причин «ухода» подростка в рок-музыку, при этом степень эмоциональной отчужденности ребенка от родителей прямо
пропорциональна вероятности его ухода в субкультуру рока.
7. Функционирование рок-музыки в настоящее время отвечает потребностям различных социальных субъектов: подростков - в групповой солидарности и эмоциональности межличностной коммуникации, что с формальной точки зрения обеспечивает массовость рок-культуры; шоу-бизнеса - использующего массовость рок-культуры для коммерциализации этого музыкального направления; определенной части молодежных лидеров -в манипуляции сознанием большой группы молодежи в собственных интересах. Удовлетворение этих потребностей обусловливается деятельностью шоу-бизнеса, что внешне выглядит как создание инфраструктуры рок-культуры (пропаганда ее символики, тиражирование аудио- и видеозаписей, литературы, организация концертов) и, тем самым, придает ей квазиинституциональный характер. Однако коммерциализация рок-музыки приводит к выхолащиванию протестной направленности ее сущности и фактическому размыванию рок-культуры.
Практическая значимость работы определяется потребностью анализа сложившейся в современном российском обществе кризисной ситуации в функционировании базовых институтов, что непосредственно сказывается на процессе первичной социализации молодежи.
Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы органами государственной власти в области социальной политики, органами образования для углубленного изучения сложившейся социальной ситуации утраты семьей и школой ведущих позиций в социализирующем влиянии на современных подростков и принятия соответствующих мер.
Материалы диссертации могут быть использованы для разработки теоретических и практических курсов по проблемам социологии молодежи, социологии культуры и образования, в преподавании лекционного курса по общей социологии, а также при организации социологических исследований.
Апробация работы. Основное содержание диссертации излагалось в научных статьях (общим объемом 2,0 п.л.) и докладывалось на конференциях различного уровня, в частности, на научно-практической конференции «Трансформация европейской и российской культурной парадигмы (конец XX - начало XXI веков): традиционный, модернистский, постмодернистский выбор» (Ростов-на-Дону, апрель 2000г.); на региональной научно-теоретической конференции «Социальные процессы в современном российском обществе» (Аксай, июнь 2000г.); на Первом всероссийском социологическом конгрессе «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» (Санкт-Петербург, 27-30 сентября 2000г.); на Северо-Кавказской региональной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Перспектива - 2001» (Нальчик, март 2001г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (включающих 7 параграфов, 8 таблиц, 2 рисунка), заключения, списка литературы, приложения (представленного в виде 36 статистических таблиц). Основной объем текста диссертации - 137 машинописных страниц.
16