Ви є тут

Престиж государственной службы в социокультурном контексте

Автор: 
Комлева Валентина Вячеславовна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193510
179 грн
Додати в кошик

Вміст

 1 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4
I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ , ПРЕСТИЖА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 35
1.1. Интегральная модель социологического исследования престижа 35
1.2. ; Престиж как категория социологии культуры, духовной жизни 61
1.3. Структура престижа государственной службы 82
1.4. . Формирование престижа государственной службы 108
И. ! ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ : ПРЕСТИЖА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 132
! ил. Исторические предпосылки престижа государственной службы 132
II.2. Аналитическая модель историко-социологического ' исследования престижа государственной службы 160
: И.З. .... 1 Основы идеологического обеспечения повышения престижа государственной службы 172
1 III. 1 1 \ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТИЖА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 202 ;
III. 1. Программные положения эмпирического исследования престижа 202
1Н.2. 1 Методика исследования престижа государственной I службы на региональном уровне 222
2
IV. ПРЕСТИЖ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 241 СЛУЖБЫ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ____________
1 IV.!. 1 1У.2. 1У.З. Общественные и внутрикорпоративные оценки престижа современной государственной службы Кадровый потенциал государственной службы как ресурс повышения ее престижа Профессиональная этика в структуре престижа государственной службы 241 266 288
V. СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ПРЕСТИЖА ГОСУ- ; ДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ: УРОВНЕ 319
У.1. Состояние и причины престижа органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации 319
У.2. Духовное поле государственных служащих региона как условие престижа государственной службы 337
У.З. Система факторов престижа государственной службы на региональном уровне 354
1 1 1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 370
1 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 376
ПРИЛОЖЕНИЯ 396
3
щих. Типовые формы являются базисной системой защиты госслужащих, позволяющей избежать риска при нововведениях. Воспроизведение типовых форм актуализирует в общественном сознании типичные, устоявшиеся оценки престижа.
Структура престижа, будучи своего рода «отпечатками» в памяти
госслужащих и членов общества и проявляясь в их социальной практике,
представляется скорее «внутренней», нежели внешней (как это выглядело
бы с позиции Э.Дюркгейма) по отношению к их деятельности. Это не
препятствует распространению структуральных свойств престижа во
времени и пространстве, выходящему из-под контроля государственной $
службы.
Вместе с тем мы стремились избежать другой крайности, свойственной феноменологии: рассматривать общество только как порождение людей. Согласно теории структурации, момент продуцирования действия является одновременно и моментом его воспроизводства в контексте повседневной социальной жизнедеятельности - моментом конструирования определенной социальной практики, как части отношений общества. Подобная ситуация сохраняется даже во время насильственного свержения власти или при наиболее радикальных формах социальных изменений1.
Воспроизводя структуральные свойства престижа, представители государственной службы воспроизводят также и социокультурные условия, которые делают возможными их социальные практики. Структура престижа госслужбы не существует независимо от знаний и понимания служащими того, что они делают в процессе повседневной деятельности, то есть воспроизведение структуральных свойств престижа сопровождается рефлексивным мониторингом.
Госслужащие всегда имеют представление о том, что они делают, хотя бы в виде некоторого описания, существующего на уровне дискур-
1 Гидденс Э. Устроение общества. М., 2003. С. 71.
сивного анализа. Другие описания могут представлять их деятельность совершенно иным, незнакомым и непривычным образом; и, кроме того, госслужащие могут практически ничего не знать о многочисленных последствиях собственной деятельности. Этим во многом объясняются различия в оценках престижа госслужбы самими служащими и населением. Исследование особенностей рефлексивного мониторинга госслужащих (в основном путем экспертных опросов) важно для понимания того, что идеи, генерированные служащими, неминуемо «возвращаются», включаясь не только в практику государственной службы, но и в саму ткань социальной жизни.
За счет рефлексивного мониторинга, закрепленного в рутинной социальной практике госслужащих, за счет воспроизводящихся структуральных свойств престижа (то есть «правил» и «ресурсов» государственной службы) достигается системность престижа. Структуральные свойства престижа как социокультурного системного образования воспроизводятся по принципу гомеостата в контексте действия каузальных петель, в которых ряд непредвиденных последствий деятельности государственных служащих направлен на возврат к исходному состоянию системы. Однако в ряде случаев мы сталкиваемся с процессами селективной (избирательной) «информационной фильтрации» (Э. Гидденс), посредством которой госслужащие, занимающие стратегически важные позиции и заинтересованные в престиже, пытаются рефлексивно регулировать общие условия воспроизводства структуральных свойств престижа с тем, чтобы либо поддержать существующее положение вещей, либо изменить его (например, в ходе реформирования государственной службы).
Несмотря на интегральность теории Э. Гидденса и ее большое методологическое значение для нашего исследования, мы все же констатируем факт недостаточно ясного описания свойств, ограничивающих воспроизводство структуры престижа. Возможно, это прослеживается лишь