2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................. 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования
социального портрета преподавателя вуза.......... 16
1 Л. Понятие социального портрета....................... 16
1.2. Статусно-ролевой и нормативный подходы как основа научного исследования социального портрета ... 32
1.3. Профессиональная деятельность - важнейший компонент социального портрета преподавателя вуза ... 48
1.4. Ценностно-мотивационные характеристики социального портрета.......................................... 66
Глава II. Социальный портрет преподавателя провинциального вуза на основе анализа автопортретов 81
2.1. Профсссионачьная деятельность педагогов и ее условия ................................................... 85
2.2. Мотивация труда преподавателя вуза................ 103
2.3. Свободное время вузовского преподавателя.......... 117
Заключение................................................127
Литература............................................... 132
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной России в условиях радикальных общественных перемен и процесса реформирования образования высшая школа переживает сложный этап в своем развитии. Социально-экономический кризис оказал негативное влияние на развитие духовной сферы общества, в том числе на систему образования, положение профессорско-преподавательского состава, который оказывает непосредственное воздействие на обучение, воспитание и профессиональную подготовку новых поколений, а значит, и на будущее российского общества в целом.
Преподаватель является одной из ключевых фигур реформ образования, поэтому темпы и характер модернизации образования зависят в первую очередь от интеллектуального уровня, профессиональных и личностных качеств преподавательских кадров. В этих обстоятельствах меняется статус преподавателя, модифицируются требования к его педагогической компетенции, усиливаются требования гуманизации учебного процесса при подготовке специалистов различного профиля. Следует согласиться с
Э. Дюркгеймом, делающим вывод о том, что, "как в настоящем, так и в прошлом, наш педагогический идеал есть творение общества. Именно оно рисует нам портрет того человека, каким должен быть каждый, и в этом портрете отражаются все особенности его организации"1.
1 Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996. С.55.
14
Научно-практическая значимость. Полученные диссертантом результаты могут быть использованы в дальнейшем: при разработке методик социологического анализа различных социальных групп, имеющих отношение к образовательной деятельности; при подготовке лекций, спецкурсов, учебников и учебных пособий по курсам социологии образования, социологии науки, социологии культуры, педагогики, социальной психологии; для дальнейшего углубленного изучения особенностей модели, типа современного преподавателя вуза, разработки программ мониторинговых социологических исследований.
Выводы, сделанные в диссертации, могут представлять интерес для руководителей высших учебных заведений, позволят расширить представление о специфических свойствах и проблемах педагогов вуза, что имеет значение для профессиональной ориентации и для создания определенного образа педагога, может служить информацией о состоянии, перспективах профессии, о настроениях, мотивах, ожиданиях преподавательского корпуса.
Апробация работы. Результаты исследования излагались на международной научно-практической конференции "Человек и общество: тенденции социальных изменений" (Санкт-Петербург, сентябрь 1997), региональной научно-практической конференции "Преподавание общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе: опыт, проблемы" (Тамбов, май 1997), научных конференциях молодых ученых (Тамбов, февраль 1998, февраль 1999). Основные положения и выводы диссертации изложены в шести публикациях.
Структура диссертации подчинена логике научного исследо вания и состоит из введения, двух глав, объединяющих семь пара графов, заключения и списка использованной литературы.
- Київ+380960830922