Содержание
Введение Часть первая
Теоретико-методологические проблемы и подходы к исследованию молодёжи нашего времени Глава первая
История «молодежного вопроса» и развитие научных подходов к проблеме в отечественной социологии
1.1. Молодежь в СССР - «строители нового общества»
1.2. Основные этапы изменений официальной позиции в молодежном вопросе социалистического типа
1.3. Особенности постсоветской проблематизации молодежного вопроса
Выводы по первой главе Глава вторая
Концептуализации молодежи в западной научной традиции Введение ко второй главе
2.1. Биополитические, функционалистские, психоаналитические и фрейдистско-марксистские прочтения молодежного вопроса
2.2. Проблема молодежной девиантности
2.3. Субкультурные концепции и постмодернистские прочтения молодежного вопроса
2.4. Современная повестка дня социологии молодежи в западных исследованиях
Заключение по первой части
Часть вторая
Переход от молодежного вопроса к анализу молодежной повседневности
Глава третья
Теоретико-методологические основы анализа жизненностилевых стратегий молодежи Введение
3.1. Причины проблематизации молодежи и источники маргинализации исследований молодежи
3.2. Стилевые стратегии молодежи в контексте фрагментации социального пространства, рисков, глобализации и индивидуализации
3.3. Современные молодежные стили жизни: между рынком и свободой
Выводы по третьей главе Глава четвертая
Самопрезентации провинциальной молодёжи и её жизненные практики Введение
4.1 .Социально-структурные измерения молодежных идентичностей
4.2. Культурно-географические и индивидуально-стилевые измерения молодежных идентичностей Выводы по четвертой главе Заключение по второй части Общее заключение Библиография Приложения
интересом к западной музыке и образу жизни среди культурной интеллигенции и городской молодежи, которая окрепла еще до начала оттепели. Борьба с «тлетворным влиянием Запада» объясняет нападение на джаз и западные танцы как источники массового развращения молодежи. «Противники джаза» следовали высказыванию А. Горького, который приравнял джаз к гомосексуальности, наркотикам и буржуазному эротизму (Горький 1928).
В журнале «Родина» была опубликована стенограмма высказываний Н. Хрущева во время известного посещения выставки в Манеже 1 декабря 1962 года. В этой стенограмме, в частности, есть характерные реплики в адрес «джаза» и молодежи: «Иные джазы исполняют такое, что нормальному человеку невозможно слушать... Я в кармане ношу радиоприемник японский... И вот вдруг услышишь джаз, это меня подхватывает так, что когда бывают колики в животе. Что это за музыка? Я сначала думал, что это радиопомехи... А чего восхищаться? Ведь эти танцы -неприличные танцы. Они говорят, что это новое. Это же не новое, это от негров... посмотрите негритянские танцы и американские - это же вертят определенным местом...». Затем, в ходе просмотра работ молодых художников Н. Хрущев выразил основную идею коммунистического воспитания молодежи: «А сколько вы учились? Народ на вас тратил деньги. Вы можете иностранцам не только эти картины продавать, но и ваши души... Я бывший шахтер, и чтобы я допустил, чтобы мои братья, которые уголь добывают, чтобы они кормили вас? Езжайте за границу. Но сначала отработайте! Нормальный человек никогда не будет жить такой духовной жизнью... Если они не будут трудиться, тогда или вы добровольно должны уехать, или мы вас вышлем... Вы скажете, что это сталинские методы. Нет, мы вас вешать не будем, вы вас к вашим духовным отцам пошлем» (Хрущев 2004: 28).
им проводилась ангиджазовая кампания, в ходе которой были арестованы тысячи музыкантов, а джаз был назван «инструментом американского империализма».
Комсомол начал активную кампанию по избавлению от дьявольского влияния
1 ft
танцевальных площадок . Уже с 50-х годов, особенно по отношению к стилягам, понятие «молодежь как жертва западного влияния» стало полноправной парадигмой, через которую начали рассматриваться молодежные проблемы.
Но почему именно стиляги стали символом первой волны современного неформального движения? X. Пилкингтон, исследовавшая субкультуру стиляг, считает, что:
• Во-первых, стиляги были серьезным вызовом советской идеологии, потому что оказались первой манифестацией нового феномена, к появлению которого страна была идеологически не подготовлена. Они возникли в культурном пространстве мегаполисов, в центральных, больших и хорошо развитых урбанистических районах. В своем стремлении «выделиться» стиляги ознаменовали начало эры культурных молодежных стратегий. Их появление совпало с новой волной урбанизации после войны и сокращением рабочего дня с 8 до 6 часов для 16-18-летних, принятом в 1956 году. За стилягами последовали битники 60-х годов (и их соперники штатники), а впоследствии - хиппи. С начала 70-х годов рок-музыка становится главным языком молодежи, к волнам фанатов хиппи присоединяются любители хэви-метал, байкеры, панки и различные движения фанатов поп-музыки.
• Во-вторых, несмотря на ограничения хрущевской оттепели, это был период открытости, который помог развитию культурных стратегий западного направления.
• В-третьих, урбанистическая утонченность, с которой ассоциировались стиляги, стала частью вызова элитности и неравенству, также характерных для хрущевского периода. В 1957 году, например, были введены новые правила получения высшего образования, дающие приоритет тем, кто уже проработал на
18 Интересно, что еще в начале 30-х годов (известных как эра красного джаза) советские джаз-бэнды были невероятно популярны.
- Київ+380960830922