Ви є тут

Инновационные формы гуманизации вузовского образования как фактор повышения духовной культуры личности

Автор: 
Басуева Надежда Юрьевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
187
Артикул:
193581
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение............................................................ 3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы духовного
становления личности.
1.1. Культура как духовная детерминанта социального взаимодействия.......................... 10
1.2. Социальная обусловленность современной кризисной ситуации процессов
духовного становления личности.................37
1.3. Гуманизация образования в вузе как фактор смены образовательной парадигмы......................68
Глава 2. Практика инновационных процессов в системе
гуманизации образования в вузе.
2.1. Инновационные формы гуманизации образования в вузе и их роль в становлении личности.............................................85
2.2. Влияние субъект-субъектных взаимодействий в образовательных системах на формирование приоритетов духовных ценностей (социологический анализ)........................... 120
2.3. Вариативные модели инновационных форм гуманизации образования в вузе..................... 144
Заключение.........................................................171
Литература.........................................................174
Введение
Настоящая диссертационная работа представляет собой теоретикоприкладное исследование влияния инновационных форм гуманизации образования на повышение духовной культуры личности. Рост интереса к проблемам духовной культуры личности отмечается во всем мире и происходит в контексте изменения подходов к оценке роли культуры в обществе. В работах социологов, философов, историков все чаще прослеживается мысль о том, что решение многих социальных проблем надо искать в сфере человеческих отношений, взаимодействий, ибо то общество, которое люди имеют на сегодняшний день (со всеми его конфликтами и противоречиями, обострением экологических, демографических, политических кризисов, практически ставящих человечество перед проблемой выживания) - эго общество является продуктом деятельности самих людей. Именно люди своим трудом, своими действиями, исходя из определенных интересов и мотивов, создали это общество, в котором, парадоксальным образом, им становится жить все труднее и труднее. Нели источник социальных изменений лежит в деятельности людей, то именно в сфере деятельности, а точнее в сфере мотивов, интересов, ценностных установок, побуждающих их действовать так или иначе, и следует искать решение современных проблем. Такой подход предполагает рассматривать индивида как активное творческое начало культурно-исторического процесса, как субъекта социального развития, а его культуру как движущую силу этого развития.
С другой стороны, анализ теоретического и эмпирического материала, накопленного российской социалогической наукой за последние годы, в том числе и авторские наблюдения, позволяют отметить кризисное состояние духовной культуры личности (особенно молодежи) в период социокультурных трансформаций российского общества. Очевидна
Традиции русской социологической мысли, утверждавшей роль духовных факторов в развитии общества, теперь, в период демократических перемен, получили возможность своего дальнейшего развития. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации по социологии и культурологии последних лет, например, В.А. Ядова, Ж.Т. Тощенко, Л.Г. Ионина, А.Г. Эфендиева, В.Г. Харчевой, Б.С. Брасова, A.A. Радугина, А.И. Кравченко, Н.И. Лапина, А.Я. Флиера, А.И. Зимина, Е.М. Скворцовой, В.М. Розина, A.C. Кармина и других видных ученых. Несмотря на различные интерпретации феномена культуры, во всех трудах современной немарксистской социологии проходит мысль о том, что именно явления духовной культуры играют определяющую роль в жизни общества. [104, с. 74]. Так, например, Харчсва В.Г. считает, что любое изучение общества как целостности начинается с анализа личности как активного субъекта любых социальных отношений (137, с. 11). Естественно, что любая личность действует, исходя из своих интересов, ценностных установок, т.е. именно того, что включает в себя духовная культура личности. «Именно интересы, потребности, ценностные ориентации личности служат основой создания различного уровня и характера социальных взаимодействий. Только в этом случае мы можем наблюдать и понимать мир, в котором мы живем». [137, с. 11]
Полемизируя с марксистской точкой зрения на определяющую роль в обществе способов производства, другой российский социолог Б.С. Ерасов пишет: «материальное производство не может обойтись без наличия разработанной системы норм, ценностей, знаний и значений, без участников производства, в том числе управляющих и подчиненных, без соответствующего большого общества, в рамках которого оно и функционирует...» [35, с. 86). «Зарождение или принятие религии, формирование государства, социазьные смуты, нашествия и войны,
17
политические реформы, освободительные течения, технологические перевороты и научные открытия - во всем этом проявляются и культурные закономерности, формирующие данное общество и международные отношения». [35, с. 9].
Аналогичную точку зрения на роль культуры в обществе занимает Л.Г. Ионин, автор первого учебника по социологии культуры в нашей стране. Он пишет, что социальные изменения в мире теперь получают, в * основном, культурную мотивацию. «Культура прогрессирующим образом перенимает функции мотора, двигателя общественного изменения и развития... Индивиды сознательно используют культуру для организации и нормализации собственной деятельности». [38, с. 5]
Подтверждая важную роль культуры в функционировании общества, социологи выделяют функции культуры в регуляции жизнедеятельности общества. Из современных авторов приведем классификацию Эфендиева А.Г. [87, с.340].
1. Интегративная социальная функция.
Роль культуры заключается в том, что «единые стандарты поведения, нормы, ценности, традиции делают возможным соорганизацию людей на огромных территориях, объединяют людей в единое общество». [87, с. 340].
2. Регулятивная социальная функция.
«С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает, » направляет, ориентирует действия людей». [87, с. 342.]
Регуляция поведения происходит через информацию Актора о том, как можно себя вести, чтобы быть понятым, одобренным другими; через побуждение и мотивацию человека к поведению, одобряемому в данной группе, сообществе; через ограничение и контроль поведения в рамках принятого.
18