2
ОГЛАВЛЕНИЕ
. Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического исследования частной жизни 1 6
1.1. Эволюция понятия частной жизни в культурно-историческом развитии Европы и России...................................................16
1.2. Частная жизнь как объект социологического исследования.........33
1.3. Социокультурные характеристики сферы приватного в современном обществе..........................................................54
Глава 2. Частная жизнь в системе культурных ценностей российского
общества............................................................ 76
2.1. Соотношение приватного и публичного в общественном мнении
россиян.............................................................76
2.2.Частная жизнь в системе ценностей российской духовной культуры 100
2.3. Перспективы формирование сферы приватного в развивающемся российском обществе..............................................115
Заключение..........................................................135
Библиографический список использованной литературы...................139
Приложение 1..........................Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 2..........................Ошибка! Закладка не определена.
3
Введение
Актуальность темы исследовании обусловлена необходимостью построения тренда социокультурного развития современного российского общества, а также поиска оптимального сочетания традиций и инноваций в процессе социокультурной модернизации России. Частная жизнь находится в неразрывном сочетании с публичной жизнью и является неотъемлемой компонентой динамики современного общества, выполняя как социально-технологические, так и культурно-антропологические функции. Бе ценность и неприкосновенность становится объектом морального и правового регулирования, посредством частной жизни реализуется гуманистический потенциал культурного развития и морального совершенствования человека. По мере своего развития, частная жизнь превращается в фактор, препятствующий массовизации социального бытия, личностного нивелирования и превращения общественного мнения в объект манипуляций.
В условиях необходимости реализации позитивного сценария социального развития совершенствование сферы приватного становится эффективным средством построения институтов гражданского, способствует созданию инновационной экономики, стимулирует развитие малого предпринимательства и среднего бизнеса, актуализирует мультикультурализм и толерантность. Исследование сферы приватного актуально еще и потому, что дифференциация и структурирование частной жизни продуктивно детерминирует развитие сферы публичного, усиливает его роль в функционировании социума, гармонизирует систем}' отношений между личностью и обществом.
Сфера приватного становится в последнее время местом применения социальных и социально-психологических технологий, направленных на ли-
16
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического иссле-
дования частной жизни.
1.1. Эволюция понятия частной жизни в культурно-историческом развитии Европы и России
Частная или личная-жизнь как особая сфера бытия-человека, относится и к жизни индивида, и к жизни общества. Она выделяется в особую,социальную и культурную субстанцию по мере развития1 цивилизации, ее становление совпадает с эволюцией культуры, с возрастанием-в социокультурной реальности роли, индивидуальности и ценности человеческой личности. По мере того, как человеческая'личность становится тождественна всему макрокосму (в европейской-истории этот период совпал-с эпохой Ренессанса), разделение приватного и публичного становится важным элементом общественной жизни; ее отличительной чертой.
Система ценностей россиян-за последние двадцать лет претерпела процесс значительной трансформации, который продолжается до сих пор и детерминирован целым комплексом культурных, социальных, духовных, экономических факторов.
Говоря об изменении ценностей, в целых общественных формациях в. историческом-контексте, необходимо понимать, что процесс этот никогда не■ прекращается, и социум всегда является динамичной системой. В'то же время трудно не признать, что скорость преобразований, в том числе и ценностной эволюции общностей, народов; целых стран и цивилизаций, в различные этапы исторического пути отличается. «Наш анализ социального мира, в котором мы живем, показал, что каждый из нас считает себя центром этого мира и организует этот мир вокруг себя в соответствии со своими интересами. Установка, принимаемая по отношению к социальному миру наблюдателем,
17
совершенно иная. Для него мир - не театр его действий, а объект созерцания, на который он взирает с отстраненной невозмутимостью»1.
Иногда в ситуации стабильного и поэтапного развития общества ценностные категории консервируются на столетия, а порой, в результате судьбоносных исторических событий, носящих революционный характер, формирование новых ценностей либо утрата прежних ограничивается десятилетиями или даже несколькими годами. Бесспорно, к таким событиям можно отнести войны, ставящие одни народы под значительное влияние других; революции, изменяющие политико-экономические и социокультурные формации; примеры- стремительных модернизаций обществ; включающих преобразования. не только в технологической, но и интеллектуальной и духовной сферах.
Если рассмотреть пройденный нашим обществом'за последние десятилетия исторический этап, то можно не только по формальным признакам, но и по глубинным социокультурным изменениям в жизни социума, говорить о стремительной-и системной трансформации-ценностного мира россиян. Появление новых ценностей вызвано переходом к новой политической-системе, демократизации и либерализации власти, изменениями в области экономики и переходом к рыночным отношениям. В годы перестройки произошел демонтаж* устаревших идеологических лозунгов, упал железный занавес, что позволило иначе взглянуть на жизнь зарубежных стран, не относящихся к бывшему «соцлагерю». Возможность культурного самовыражения для художников, писателей, журналистов, кинорежиссеров и музыкантов, которые раньше могли творить лишь на уровне «андерграунда», повлекла по сути культурную революцию, что соответственно отразилось на общественном сознании.
Категория личной жизни в сознании современных граждан отражает уровень социального и культурного развития современной цивилизации, а само понятие частной жизни воспринимается современными гражданами как
1 Щюц Л. Избранное: Мир светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. С. 87.
- Київ+380960830922