2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................3
РАЗДЕЛ I. НАРОДНЫЕ ЦЕЛИТЕЛИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
СУБКУЛЬТУРА...................................11
РАЗДЕЛ II. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ
НАРОДНОГО ЦЕЛИТЕЛЬСТВА........................38
РАЗДЕЛ III. НАРОДНОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО В ДИСКУРСАХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА..................66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК......................97
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................114
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью социологической рефлексии культурных изменений в современном обществе, которые тесно связаны с трансформирующейся ролью профессий. В контексте социологии культуры акценты научного интереса перемещаются от области потребления услуг народных целителей к конструированию профессиональной субкультуры. Социальный статус народных целителей в обществе, сопричастность с профессиональным сообществом, оказывают влияние на стратегии их культурных практик, которые видоизменяются в условиях социокультурных трансформаций. С одной стороны, самоидентификация народных целителей гетерогенна (по содержанию и способу формирования), с другой стороны они подвергаются контролю со стороны профессионального сообщества и государства, на них оказывают влияние медийные репрезентации, которые достаточно противоречиво и иногда стереотипно изображают эту сложную картину. В' контексте самоидентификации, народных целителей можно рассматривать как разнородную культурную группу, в которой, представлены профессиональные и самодеятельные целители.
В настоящее время сложилась культура потребления разнообразных услуг народных целителей, многие из которых интегрированы в государственную и частную медицину и коммодифицированы. Начал формироваться особый сектор рынка, специализирующийся на оказании помощи в восстановлении и сохранении здоровья с использованием народных, традиционных методов. Отчасти это определяется модой на натуральность, экологичность средств помощи человек, а так же ее условной финансовой доступностью. Несмотря на экстравагантность и не всегда высокое качество услуг, модель взаимоотношений между народными целителями и их клиентами выглядит более привлекательной на фоне формализованных и
11
РАЗДЕЛ I. НАРОДНЫЕ ЦЕЛИТЕЛИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА
/
Для того чтобы избежать терминологической путаницы считаем необходимым кратко остановиться на определении понятия «народное це-лительство», поскольку оно приобретает неодинаковые смысловые значения в зависимости от того, какими субъектами используется. В публикациях этнографов народное целительство выступает как часть системы обрядности и повседневности жизненных укладов различных этнических групп. Фармацевтические и издательские компании-пользуются этим термином в целях продвижения товара, эксплуатируя возросший спрос потребителей на экологичность и натуральность. Феномен народного целитель-ства в современном городском пространстве представляет еще один смысловой пласт данного понятия, которое в этом случае относится к практикам и дискурсивным стратегиям.
В России для описания целительских практик, которые на Западе именуются «альтернативными», официально используется термин' «традиционная медицина». В европейских странах термин «традиционная» только отчасти пересекается с понятием «неортодоксальной» медицины, под традиционной медициной понимают локальные нетрадиционные цели-тельские практики, а именно: народную или деревенскую медицину2. В конце 1980-х годов, когда целительские практики приобрели популярность в нашей стране, в экспертном сообществе велись серьезные споры о том, какой собирательный термин мог бы адекватно описать все существующие в стране народные методы лечения и популярные «иностранные»
2 Fulder S. The Handbook of Alternative and Complementary Medicine, 3rd edition, Oxford: Oxford University Press, 1996. P. 109-10.
12
практики такие, например, как китайская акупунктура . В итоге был выбран термин «традиционная медицина», который был предложен Всемирной организацией здравоохранения в 1978 году: «Набор знаний и практик, поддающихся или неподдающихся толкованию, которые используются в процессе диагностики, профилактики и лечения физического, ментального и социального дисбаланса, и которые опираются исключительно на практический опыт и наблюдения, передаваемые из поколения в поколение устно или письменно»'.
В 2000 году это определение изменилось. Был сделан акцент на том, что традиционная медицина может быть научно обоснованной, и может иметь логичное объяснение5: «Традиционная медицина (целительство) является совокупностью знаний и навыков, основанных на практике и наблюдениях, передающихся из поколение в поколение в письменной или устной форме, которые могут не иметь научного или логического объяснения, используемых в процессе профилактики, диагностики, лечения заболевания и реабилитации. Традиционная ;медицина является неотъемлемой часть официальной системы здравоохранения Российской Федерации, и традиционные практики должны быть отнесены к медицинской деятельности». Это определение является идеологически окрашенным, так как опирается на дихотомию «научно обоснованная» ортодоксальная медицина и «ненаучная» народная медицина, под которой подразумеваются целитель-ские практики. Аналогично западным странам, такое противопоставление
3 Карпеев А.А., Киселева T.JI. Средства и методы народной и традиционной медицины мира, используемые на территории Российской Федерации, М.: Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения, 2002. С. 8.
4 World Health Organisation. Primary Health Care. A Joint Report by WHO and UNICEF, International Conférence on Primary Health Care, Alma-Ata: World Health Organisation,
1978
5 Киселева T.JI., Чепков B.H., Карпеев A.A. Традиционные медицинские системы миры в России, Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения, 2000. С.53
- Київ+380960830922