Ви є тут

Социокультурная специфика медийного пространства региона : на примере Приволжского федерального округа

Автор: 
Путятина Ирина Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293304
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Масс-медиа в социологическом дискурсе 13
1.1. Современное медиа-пространство сквозь призму 13 социокультурного анализа
1.2. СМИ в контексте культурной коммуникации 42 современного российского общества
Глава 2. Масс-медиа в трансформирующемся 78
социокультурном пространстве региона
2.1. Динамика изменений информационного пространства 78 региона (на примере Приволжского федерального округа)
2.2. Социальные предпочтения средств массовой информации 102 в регионе: по результатам эмпирического исследования
Заключение 118
Список использованной литературы 124
Приложение 138
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется высокой социетальной значимостью средств массовой информации (масс-медиа), которые, являясь неотъемлемой частью культуры современного общества, катализируют процессы общественного изменения и развития. Масс-медиа выполняют важнейшую роль в формировании целевых ориентиров, конструировании ценностных установок, нравственности, социальной активности граждан. Средства массовой информации конструируют представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе. О возрастающей роли печати, радио, телевидения, Интернет-технологий в общественной жизни страны свидетельствуют их количественное увеличение, распространенность и доступность массовой информации (согласно данным International Energy Agency в 2009 году количество пользователей Интернет превысит 500 млн человек). Масс-медиа по степени детерминации социокультурных изменений аналогичны влиянию религии и роли личности в истории обществ. Современные масс-медиа обладают значительным властным ресурсом, связанным с возможностью формировать представления об общественной значимости различных явлений и процессов, формировать отношение граждан к событиям и социокультурным реалиям. Обращенные к многомиллионной аудитории, масс-медиа транслируют огромный объём информации, которая часто потребляется пользователем неосознанно, но при этом является источником сильнейшего на него воздействия. Объектом информационного воздействия, прежде всего, выступает не конкретный индивид, а сознание и поведение больших социальных групп, массовое сознание, что обусловливает влияние СМИ на процессы конструирования социокультурных норм и ролей, духовно-нравственных ориентиров, формирования и манипулирования общественным сознанием.
Социологическое исследование региональных особенностей медийного пространства как социокультурного феномена является актуальным в силу
3
что социологический интерес к проблемам «реальности» и «знания» объясняется, прежде всего, фактом их социальной относительности. То, что «реально» для тибетского монаха, не может быть «реальным» для американского бизнесмена [15, с.13]. В этом контексте особенно четко очерчена роль СМИ как «четвертой власти» в обществе, идеологическая социально-ориентирующая роль, связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов; культурно-образовательная, заключающаяся в том, чтобы, будучи одной из систем культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества определенных культурных ценностей. Понимание того, что ценности и мировоззрения имеют социальное происхождение, можно найти уже в античности. По крайней мере, начиная с эпохи Просвещения это понимание становится главной темой современного западного мышления. У К. Маркса берет свое происхождение основное положение социологии знания о том, что социальное бытие определяет человеческое сознание. К. Маркс указывал на то, что человеческое мышление производно от человеческой деятельности (точнее, труда) и от социальных взаимосвязей, возникающих в результате этой деятельности. Соответственно, сегодня и деятельность СМИ является производителем (конструирующей силой) человеческого мышления. Согласно же К. Мангейму, «ни одно человеческое мышление не свободно от идеологизирующего влияния социального контекста» [15, с. 14]. В русле теории социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира [15, с.39].
Современные СМИ интерпретируют повседневную жизнь, преподносят уже готовое, оценочное суждение и, к тому же, обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа
16
их восприятия реципиентами. Продолжая логику, можно сделать вывод о том, что современные СМИ конструируют коллективное поведение. Согласно идеям сторонников символического интеракционизма (Г. Блумер, Дж. Мид), подавляющее большинство случаев коллективного поведения людей объясняется их общими экспекгациями и пониманием чего-либо [18, с. 13]. Г. Блумер вводит понятие «социальной инфекции» и отмечает, что там, где коллективное возбуждение интенсивно и широко распространено, есть большая вероятность возникновения социальной инфекции того или иного рода. Социальная инфекция относится к сравнительно быстрому, бессознательному и нерациональному распространению каких-либо настроений, порывов или форм поведения; это хорошо видно на примере распространения помешательств, маний и увлечений. В своих наиболее крайних формах она принимает характер социальной эпидемии, как, например, в случае тюльпанной лихорадки в Голландии в XVII веке или же танцевальной мании в средние века. В современную эпоху мы видим ее отчетливые проявления в эволюции военной истерии или в процессе развития биржевой паники [18, с. 13]. Именно с работы Г. Блумера ведёт своё происхождение социальный конструктивизм, сторонники которого следуют блумеровскому постулату: «'Го, что считается социальной проблемой, является делом определения» [151, с.97]. Этот процесс включает пять стадий: возникновение социальной проблемы, легитимация проблемы, мобилизация действия в отношении проблемы, формирование официального плана действия, трансформация официального плана в ходе его эмпирического осуществления. В каждой стадии в качестве сильного актора выступают СМИ. Как пишет Р. Михайловски, социальный конструктивизм фокусирует своё внимание на деятельности тех, кто выдвигает «утверждения-требования» (сЫть-так^) [105, с.78]. Открытия, сделанные в ходе конструкционистских исследований, могут помочь в разработке новых кампаний по выдвижению утверждений-требований, т.к. в современном мире эта практика стала обычным делом. «Утверждения-требования занимают значительную часть материала,
17