ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И НАЦИОНАЛИЗМ................13
В КОНЦЕПЦИИ ЕВРАЗИЙЦЕВ......................................13
/. /. Понятие национального: концепции, предметная область и методологические подходы..................................13
1.2. Евразийская концепция российского национального характера 27
ГЛАВА П. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В ЕВРАЗИЙСКОМ УЧЕНИИ..........................................65
2. /. Роль массового сознания этноса в формировании российского государственности..........................................65
2.2. Ретроспективы, реалии и перспективы евразийских идей социально -политического устройства российского общества.............84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................101
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................101
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................... 136
2
ВВЕДЕ1ШЕ
Актуальность темы исследования. Сложные процессы сегодняшней социокультурной трансформации, изменения в политической и экономической сферах, национальный вопрос, часто носящий конфликтный характер, поставили Россию перед необходимостью учиться жить в новых условиях. После распада СССР происходит изменение всего образа жизни россиян, то есть изменения форм индивидуальной и групповой жизнедеятельности, особенности общения, поведения и образа мышления людей, а также целей, интересов, ценностей и мотивации их дея тельности.
Нормальное функционирование любого общества подразумевает наличие определенной и общепризнанной системы ценностей, придающей смысл человеческому существованию. Переоценка устоявшихся ценностей, стереотипов и выработка новых невозможна без учета социокультурной специфики России, которая наиболее полно отражена в российском национальном характере.
Российский национальный характер невозможно раскрыть, не обращаясь к духовным основам и традициям русской народной жизни, к вопросу о русской идее. Проблема русской идеи волновала умы многих выдающихся мыслителей России - писателей, философов, историков, социологов. В русской идее они видели объединяющее и гуманистическое начало, средство консолидации всех народов населяющих Россию
Само понятие «русская идея» связано с именем Вл. Соловьева, который еще в 1888 году опубликовал в Париже доклад с таким названием. К вопросу о русской идее обращались в своих трудах и евразийцы в начале XX века. По мнению И.А. Ильина, в русской идее сочетаются свободная созерцательность, идущая от сердца, и предметность. Русская идея не судит и не осуждает инородные культуры. Она только не предпочитает и не вменяет
ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И НАЦИОНАЛИЗМ В КОНЦЕПЦИИ ЕВРАЗИЙЦЕВ
Конец XX века ознаменовался для России большими потрясениями, которые выявили скрытые в обществе проблемы. К таким проблемам относится и национальный вопрос. Не успела развалиться огромная империя, как мы стали свидетелями всплеска националистических настроений. Дремавшее национальное сознание народов России, проснувшееся и заявившее о себе, требовало изучения природы национального. Евразийцы в своих теоретических разработках уделяли много внимания дайной проблеме. Их рассуждения и теоретические выводы интересны и могут быть использованы в разработке новой национальной политики страны.
1.1. ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО: КОНЦЕПЦИИ, ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛА СТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Проблеме национального характера и национализма посвящено много трудов мыслителей евразийства. Контекстуальный анализ этих трудов позволяет выявить их отношение к данной проблеме.
Н.С.Трубецкой, один из основоположников евразийства в большинстве своих трудов обращался к дайной теме. В своей книге «Европа и человечество» он отразил свое отношение к европейской культуре, к стремлению романо-германской культуры установить примат своей идеологии над духовным творчеством других народов. 11. Трубецкой подверг резкой критике европейский космополитизм и шовинизм. Он писал, что европейский «космополит отрицает различия между национальностями", стремясь к приобщению их к общечеловеческой цивилизации, под которой разумеет «ту культуру, которую в совместной работе выработали романские и германские народы Европы», то есть культуру «определенной
13
этнографически - антропологической единицы ...». 2 Шовинист требует, чтобы «другие народы слились с его народом, утратив свою национальную физиономию», он будет восхвалять их, «если они верно усвоили тот дух, который ему симпатичен, и сумели вполне отрешиться от своей прежней национальной психологии».3 Таким образом, принципиальной разницы между ними нет - «разница только в степени, а не в принципе». Па европейской почве и космополитизм и шовинизм совпадают. Как пишет мыслитель, европейская культура не есть культура человечества, она есть продукт истории определенной этнической группы, которая тоже унаследовала «античные космополитические идеи». Н.С. Трубецкой считает, что европейский космополитизм, исповедуемый представителями романогерманских народов, правильнее называть откровенно общероманогерманским шовинизмом. Исследовав психологические особенности и первого и второго, он приходит к выводу, что «это разновидность того бессознательного предрассудка, той особой психологии, которую лучше назвать эгоцентризмом».4
Возможно ли полное приобщение одной культуры к другой? Возможно, говорит мыслитель, но при условии антропологического смещения народов. Но поскольку полное антропологическое смещение народов пока немыслимо, то необходимо объявить непримиримую борьбу с европеизацией. Европеизация может предложить другим пародам только «самую жалкую и трагическую участь», о чем свидетельствуют западный милитаризм и колонизационная политика. Н.С. Трубецкой считает, что и социализм, выступающий против полонизма и войн, возможен только «при всеобщей европеизации, при нивелировке всех национальностей земного шара и подчинении их всех единообразной культуре и одному общему
: Трубецкой Н.С. Европа и человечество // В поисках своею пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия но истории российской общественной мысли XIX и XX вв. 4.2. М.. 94. С. 125-126
3 Там же. С. 125
4 Там же. С. 127
14
- Київ+380960830922