Ви є тут

Социокультурная коммуникация: теоретико-социологический анализ коммуникативного дискурса в контексте межкультурного взаимодействия

Автор: 
Черноситова Татьяна Леонидовна
Тип роботи: 
теоретико-социологический анализ коммуникативного
Рік: 
2004
Артикул:
193563
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.........................................................3-14
Глава I. Социокультурная коммуникация: характерологические
особенности......................................................15-16
1.1.Коммуникативное социокультурное взаимодейтвис................16-33
1.2. Природа социокультурной коммуникации: характерологические
особенности......................................................34-48
1.3. Коммуникативное понимание и коммуникативное поведение 49-74
Глава 2. Социокультурная коммуникация: национальные особенности коммуникативного дискурса и межкультурного взаимодействия .. 75-76
2.1. Социокультурная коммуникация в межкультурном обмене и образовании.....................................................76-112
2.2. Национальные особенности социокультурной коммуникации ... .113-128
2.3. Межэтнические аспекты коммуникативного взаимодействия .... 129-153
Заключение........................................................154
Литература........................................................157
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с тем, что в начале третьего тысячелетия стало очевидным, что человечество развивается по мере взаимосвязи и взаимозависимости различных народов, стран и культур.
Сущность проблемы мсжкультурной коммуникации удачно обозначил Лауреат Нобелевской премии К. Гэлбрейт, назвав этот феномен как «желание человека быть услышанным». Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, которые нередко значительно отличаются друг от друг а.
Актуальность всех вопросов, связанных с культурой, приобрела в настоящее время небывалую остроту. Культурные обмены и прямые контакты между государственными институтами, социальными группами и отдельными индивидами разных стран и культур охватили различные сферы общественной жизни.
Современные политические и социальные процессы, создание Единой Европы, открытие границ для культурного обмена, расширение прямых контактов индивидами различных стран и культур, социальными группами и государственными институтами, а также обширные миг рационные процессы позволяю! сегодня говорить о глобализации культуры, т. е. интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру. Именно поэтому по инициативе ООН 2001 год был назван Годом диалога между культурами.
Культурные различия между людьми детерминируются их самобытными историческими корнями, а глобальная культурная система лишь способствует выявлению различий и сходства, позволяя познать мир во всем его многообразии, признать и понять культурные особенности друг друга, которые являются составляющими глобальной культурной системы.
Интеграция и дифференциация, конфликты и сотрудничество являются взаимно предполагающими тенденциями развития, поскольку внутри
3
интеракцию, подчеркивается субъектно-субъектный характер коммуникативного взаимодействия. При разграничении понятий «общение» и «коммуникация» подчеркиваются особенности процесса передачи информации, ее направленность. На основе идей Р. Лкоффа, П. Драксра П., Т.Питерса, Р.Уормена, Д.Боди, Р.Пэнтона. В.Глухова, Ф.Котлера и других авторов разрабатывается идея о доминирующей позиции коммуникативного взаимодействия в социальной культуре.
1.1. Коммуникативное социокультурное взаимодействие
Проблема эффективного взаимодействия между людьми исследуется многими учеными, при этом каждый из них предпринимает попытку вычленения какого-либо одного значимого, важнейшего элемента коммуникативного процесса. Акцент на содержательную сторону коммуникативного взаимодействия делали А.Сорокин [203], Т.Астафурова [13], Г.Бороздина [42], Дж.Гриндер [72]. В их работах затрагиваются вопросы непосредственного восприятия, взаимодействия, общения индивидов, при этом акцент делается на индивидуальные свойства и качества взаимодействующих сторон.
Вопросы достижения свободного коммуникативного согласия посредством коммуникативно достигнутого понимания поставил Ю.Хабермас [223;224], создавший теорию коммуникативного действия, в которой он развил концепцию понимания как предпосылку общественного согласия (договора, консенсуса), обратившись к проблематике межчеловеческого взаимодействия - «интеракции» (коммуникации). Представители символического интеракционализма - Д.Г.Мид, Э.Гофман, Г.Блумер - считали, что и личность, и общество являются продуктом коммуникации - ролевого взаимодействия между людьми. Они рассматривают все многообразные связи человека с другими людьми,
16
группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. При этом особое значение придается языковой символике [4].
Для немецкого социолога Н.Лумапа коммуникации представляются единственными элементами социальной системы, а не люди и их действия [138; 139]. Само общение сводится к процессу различения коммуникации (информации), сообщения, понимания. В рамках психологическою подхода рассматривались: физические и психологические характеристики участников коммуникативного взаимодействия; процессы влияния людей друг на друга и зависимости этою влияния от группы; коммуникативная компетентность личности (В.Курбатов [124; 125], К.Жюль, А.Зверинцев, С.Иконникова [94]). Как видим, коммуникативное социокультурное взаимодействие является основной доминантой любого социального процесса. Чтобы ответить на основной вопрос нашего исследования, необходимо рассмотреть роль коммуникации в социальных отношениях, а также определить характерологические особенности коммуникационного социокультурного взаимодействия. Эти и другие задачи будут рассмотрены и решены в следующих параграфах.
Основной задачей данного параграфа является рассмотрение проблемы коммуникативного взаимодействия субъектов социокультурной коммуникации. В связи с этим ставится вопрос о сущности коммуникативного взаимодействия, рассматривается структура коммуникативного процесса.
Вопросы социальной коммуникации рассматриваются в трудах А.Грязнова, Т. Ван Дейка [47], В.Биркенбила [34], Дж.Бертона [33], И.Горелова [67;68] и др., специфика направленности сигналов, интерактивная сторона общения развита в работах Д. Мида, Г.Блумера и др. Отношение людей в социальной среде не ограничиваются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной и культурной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним
17