Ви є тут

Социокультурная интеграция вынужденных переселенцев в местное сообщество на рубеже XX-XXI веков ( на примере Ставропольского края)

Автор: 
Маслова Татьяна Федоровна
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2009
Артикул:
193308
179 грн
Додати в кошик

Вміст

• 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................. ..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.......................................... 30
1.1. Теоретико-методологическая ситуация в исследовании современной со-циокультурной реальности российского общества ....... 30
1.2. Генезис понятия интеграции и его социокультурная сущность 56
1.3.Консолидирующие ценности как основа социокультурной интеграции 87 ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО • 115
2.1. Развитие социокультурной интеграция вынужденных переселенцев: структурный аспект ....... .:........-............. 115.
2.2. Качества вынужденных переселенцы как интегрантов....... 141
2.3. Местное сообщество как интщрирующий субъект 167-
ГЛАВА III; СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ РЕГИОНЕ 197
3.1. Специфические социокультурные условия Ставропольского края и интеграция переселенцев 197
3.2. Социально-экономические особенности положения вынужденных переселенцев в местном сообществе ................................ 222
3.3. Интегративно-культурные связи мигрантов в сообществе региона.... 249
3.4. Культурно-коммуникативные и морально-психологические показатели интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество...... 274
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................:..........;................. 315
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ;..................................................... 324
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Масштабность и динамичность изменений, обусловленных распадом Советского Союза, сменой ценностных ориентаций и политических приоритетов сообществ, вызвали всплеск вынужденной миграции в конце XX - начале XXI веков. Под воздействием неблагоприятных политических, социальных факторов массы людей вытеснялись из стран ближнего зарубежья на территорию России и были принуждены интегрироваться в другие сообщества. Характер и последствия интеграции вынужденных переселенцев в новый социум особо обозначились на региональном уровне, где происходило практическое решение задач, связанных с включением в жизнь региона представителей иных социокультурных сообществ, развитие межкультурных связей, осознание ценностей, объединяющих людей, потребностей в сотрудничестве и солидарности. Приток вынужденных мигрантов в большинство российских регионов, преодоление трудностей адаптации к новым реалиям переселенцев и старожилов делают актуальным исследование результатов интеграции, находящихся, главным образом, в плоскости социокультурных связей сообщества и его членов. •
Значимость осмысления социокультурной интеграции усиливается расширением возможностей гражданского и политического воздействия на современные локальные сообщества, обострением причин, увеличивающих вероятность вынужденной смены своих сообществ множеством людей (безработица, войны, экологические катастрофы и т.п.). Повышение миграционной мобильности под воздействием разрушительных явлений и востребованность социокультурной целостности общества делают актуальным знание о формировании его
ценностных основ, о преобразовании свойств субъектов, отличающихся социо-
\
культурными качествами.
Важность познания субъектов социокультурной интеграции постсоветского периода, яркими представителями которых являются вынужденные пере-
I
33
баланс нарушается (особенно в местных локальных сообществах), а проблема его асимметрии (в управлении, жизнеобеспечении и т.д.) приобретает особую актуальность. Именно это мы и наблюдаем в современном российском обществе.1 В.И. Добреньков отмечает то, что, начиная с 1992 года «российское общество переживает глубочайший системный кризис, потрясший основы существования каждого из российских граждан».2 Одной из его особенностей стала пи-рамидапьность в социальной дифференциации. В основании образовавшейся пирамиды оказались многочисленные слои общества, так называемые «слабые» по имущественным и иным признакам. Среди неэлитного населения в России действительно существуют имущественно доходные страты, которые различаются не только количественными, но и качественными характеристиками структуры потребления, форм социального участия, лишенностью вести достойный образ жизни, негативными стратегиями выживания. Отсюда, - обостренное ощущение неуверенности человека в его положении, в правах и доступности средств существования, вес большей социальной незащищенности, что составляет массовую тревожность, препятствия интеграции общества.3 Как подчеркивают В. Балабанов, Е. Балабанова, российское общество характеризуется переходом к новому этапу развития своей социальной структуры, который можно обозначить как институализация неравенства, или иерархия неравенства в отношении доступа к желаемым благам и ценностям.'1 А это ослабляет устойчивость индивидов и групп в их противостоянии неблагоприятным обстоятельствам жизни.
Отдельные исследователи, в частности, JI. Бляхер, давая харакгеристики современной социальной ситуации, вводит определение социального хаоса,
’См.: Лапин Н.И. Кризисный социум ь контексте социокультурных трансформаций // Мир России. Социология. Этнология.- 2000. - №3. - С. 10.
л
Добреньков В.И. Российское общество: современное состояние и перспективы // Вестник Московского университета.- 2004.- № 1. - С. 7.
3См.: Иванова В.А., Шубкин В.Н. Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества // Социс.- 2005. -№2. - С. 22.
1 См.: Балабанов A.C., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // Социс. - 2003.- №7. - С. 44.
34
«действующего» на глобальном и региональном уровнях. Его проявления обнаруживаются в утрате индивидом социального статуса, в «блокировании каналов социальной коммуникации, нарушении самоидентификации,1 что выводит индивидов и целых групп за рамки привычной жизни. Л. Ионин, обращаясь к личностным проблемам, отмечает, что крушение групповых идентификаций нашло свое отражение в процессах дезинтеграции конкретных индивидуальных пред-
л
ставителей этих групп, что послужило поводом к разобщению по социальным и культурным основаниям.
Ограничения в удовлетворении естественных социальных потребностей (безопасность жизнедеятельности, охрана здоровья, образование, досуг и т.д.) и ущемленность прав испытывают такие категории, к которым относятся инвалиды, безработные, матери-одииочки, дети, молодежь, пожилые и престарелые и другие 1руппы населения, численность которых в период трансформационных процессов возросла под воздействием многих событий, обусловивших также и новые практики. А именно:
с перестроечными процессами и распадом СССР, возникшей социальной напряженностью и конфликтами появилась новая социальная группа -вынужденные переселенцы, и сформировались способы их защиты, прежде всего, в негосударственном секторе;
с ведением военных действий на территории России и на ее границах, террористических актов увеличилась (и продолжает расти) численность инвалидов вследствие военной травмы, что дало толчок к необходимости социально-реабилитационной практики;
с ратификацией Международной конвенции о правах ребенка выделена проблема правовой защиты детства, обновился смысл понятия «дети» и, соответственно, появились новые формы социального вмешательства в трудную жизненную ситуацию детей;
'См.: Бляхер Л. Нестабильные социальные состояния. - М., 2005. - 109 с.
2См.: Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1992. - 212 с.