Ви є тут

Ценности толерантности и терпимости принимающего сообщества в условиях миграционной подвижности населения Юга России

Автор: 
Левченко Иван Николаевич
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193780
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Глава I. Методологические проблемы исследования толерантности 16
1.1. Специфика социокультурного подхода к интерпретации
толерантности....................................................18
1.2. Толерантность и терпимость как альтернативные ценности в российском социокультурном пространстве.........................41
1.3. Роль миграции в современном воспроизводстве терпимости как ценности российской культуры....................................68
Глава И. Ценностные установки принимающего социума по
отношению к мигрантам: опыт эмпирического исследования...............94
2.1. Миграционная ситуация на Юге России: объективные
характеристики принимающего сообщества...........................94
2.2. Специфика ценностного восприятия миграции принимающим сообществом....................................................113
2.3. Поведенческие установки принимающего социума по отношению к мигрантам......................................................135
Заключение..........................................................155
Список использованной литературы...................................161
Приложения..........................................................173
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Особенностью современного этапа социального развития является разнообразие всех сторон существования людей - социокультурных укладов, способов жизнедеятельности, социально-политических условий и пр. Между тем подобное разнообразие содержит в себе потенциал конфликтности и напряженности. Поэтому мыслители во все времена стремились определить оптимальные условия формирования лояльных, доброжелательных отношений между субъектами различного уровня - индивидами, социальными группами, классами, этносами, цивилизациями. Но особенно остро проблемы терпимости в разных сферах личной и социальной жизни, как и ее антипода - экстремизма, актуализируются в переходные, «смутные времена» жизни общества, в условиях деформации правового и морального регулирования, нарушения прав личности, которая в такие периоды подвергается значительным лишениям - материальным, правовым, нравственным.
Транзитивностью характеризуется сегодня и развитие российского общества, что приводит к распространению среди некоторых групп его населения агрессивных побуждений и действий, питаемых как социально-экономическими трудностями, так и организационно-правовыми недоработками. О степени актуальности данной проблемы для современного российского общества говорят официальные документы государственной власти. Так, в августе 2001 г. Правительством России была утверждена федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001— 2005 гг.)», а уже в следующем году (2002) был утвержден Федеральным Собранием РФ Закон «О противодействии экстремистской деятельности». В этих документах особое внимание уделяется формированию толерантности как нормативной ценности в сознании населения страны и целенаправленному внедрению этой ценности и установки в сознание молодежи.
Вместе с техМ проблема инкорпорирования принципа толерантности в пространство российского социума не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Об этом свидетельствует и не столь позитивный опыт современных западно-европейских стран, которые под эгидой ООН активно стремятся
3
1.1. Специфика социокультурного подхода к интерпретации
толерантности
Вплоть до настоящего времени среди ученых отсутствует консолидированность и согласие в том, каким образом определять толерантность, поскольку им приходится сталкиваться с проблемой описания некого феномена, который не является «эмпирическим» в полном смысле этого слова. Авторы, занимающиеся данной проблематикой, используют для описания толерантности разные понятия: мировоззренческая и этическая
| Л 1 Л
норма, ценность, социальная установка, стратегия общения , средство адаптации5, социокультурный конструкт6, интенция7, идеологический
о о
концепт, технология и т.д. Поэтому, один из первых шагов на пути
1 Шипилов A.B. Оппозиция «мы - они» в социокультурном развитии // Философская и правовая мысль: Альманах. Вып. 5. Саратов-СПб., 2003; Лекторский В.А. О толерантности // Филос. науки. 1997. № 3-4.
Федотова H.H. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Филос. науки. 2004. № 4; Дробижева Л.М., Хомяков М.Б. Новые подходы в изучении и преподавании идей толерантности как результат реализации программы Уральского МИОН / URL: http://mion.rsu.ru/analytics; Ипглхарт Р. Культура и демократия // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М., 2002.
3 Грей Дж. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М., 2003; Тишков В.А. О толерантности // Толерантность и согласие. Матер, межд. конф. М., 1997.
4 Зенкова Ю.А. Стратегии толерантности в коммуникативном пространстве современного социума // Толерантность и полисубъектная реальность. Матер, межд.конф Екатеринбург, 2001.
5 Апине А. Толерантность и этичность // Толерантность и согласие. Матер, межд. конф. М., 1997.
6 Гречко П.К. Толерантность: идентификация предельных оснований // Толерантность и полисубъектная реальность. Матер, межд.конф Екатеринбург, 2001.
7 Шанин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). Краснодар, 2000.
8 Васильев Н.К. Толерантность в пространстве современной международной политики // Матер, межд. конгресса «Гражданское образование, культура мира и толерантность». М., 2000.
9 Дзялошинский И. О некоторых причинах интолерантного поведения // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурапизм как ориентиры профессионального поведения. М., 2002.
18
определения дефиниции толерантности нацелен на решение вопроса о том, посредством каких категорий её следует определять.
Другая проблема в интерпретации толерантности терпимости концентрируется на вопросе о культурной отнесенности этого явления. В данном контексте формулируется вопрос об универсальности или культурной специфичности социально-психологического содержания толерантности. В последнем случае раскрывается сущность социокультурного подхода к анализу данного феномена. Следующий круг вопросов касающихся дефиниции толерантности, связан с трактовкой её содержательного наполнения, а также определения фундаментальности или структурной включённости и выявления динамических особенностей толерантности.
Таким образом, уровень решения названных проблем характеризуется отсутствием общепринятой дефиниции толерантности. Данное явление в различных теоретических направлениях и подходах трактуются противоречивым образом. Но в целом, каждое из направлений соотносится с одной из двух основных научно-философских парадигм человекознания, выделяемых на современном этапе, - эссенциализмом (или же примордиапизмом) и социальным конструктивизмом. В данных методологических концепциях по-разному трактуется, прежде всего, онтологическая природа толерантности. А именно, в качестве сущностных оснований толерантности рассматриваются характеристики биосоциальной организации субъекта или логика социально-исторической эволюции общественных систем, с одной стороны, а также прагматичное конструирование ценностей и норм взаимодействия, обусловленное идеологическими и политическими соображениями - с другой. Остановимся на рассмотрении содержательного наполнения каждого из названных подходов подробнее.
1 От англ. essential - непременный, обязательно существующий.