Ви є тут

Социальные риски молодежи в высшем профессиональном образовании

Автор: 
Хорошкевич Наталья Геннадьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193558
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. РИСКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ: 12
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1 Риск как социологическая проблема 12
1.2. Социализация и профессиональное самоопределение 36
молодежи — сфера риска
И.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДОГО 59
ЧЕЛОВЕКА: ЭТАПЫ ЖИЗНЕННЫХ РИСКОВ
2.1. Риски на пороге вуза 60
2.2. Риски вузовского обучения 90
2.3. Риски профессиональной адаптации выпускников вуза 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 135
Введение.
Актуальность темы исследования. Важнейшая черта современных обществ - нарастание неопределенности социального развития. На рубеже веков мир вступил в «эпоху неопределенности». Возникает «общество риска» (У.Бек). Для России эти проблемы особенно значимы в силу незавершенности и неопределенности перспектив начавшихся с середины 1980-х годов социально- экономических реформ и трансформаций. Поэтому молодое поколение россиян, чья социализация происходит в столь противоречивых условиях, как бы «рискует вдвойне».
Риск присущ сегодня любой сфере деятельности человека (независимо - осознает он его или нет). Для молодежи особенно значимыми являются риски, связанные с процессом профессионального самоопределения, выбора и освоения специальности (в процессе обучения в вузе), что и определяет актуальность их социологического анализа.
Проблема риска в области высшего профессионального образования существовала всегда. Но сегодня она особенно актуализировалась. Это связано уже со становлением постиндустриального общества в мире (и включением России в мировое сообщество), когда резко возрастает ценность знания. Все большее значение в жизни человека приобретает профессионализм и -одновременно - успешная профессиональная деятельность. Место и социальная роль индивида все больше определяется не кланово-родственными связями, а характером и качеством его профессиональной подготовки. В наиболее развитых индустриальных странах усиливается эластичность (подвижность) социальной мобильности. Эта проблема актуальна и для России, где усилившееся за годы реформ социальное расслоение обострило проблему доступности конкурентоспособного высшего профессионального образования и усилило риски эффективной социальной адаптации для значительной части молодежи.
Рискология (интегративная наука о социальных рисках) в нашей стране стала развиваться несколько позднее, чем на Западе. О.Н.Яницкий связывает
Выявление наиболее важных характеристик риска представляется возможным только на основе анализа наиболее важных подходов к исследованию этого понятия, существующих сегодня в современной науке.
В научной сфере изучением рисков стали заниматься сравнительно недавно: во второй половине XX века. Это было связано с увеличением числа катастроф по мере развития крупного промышленного производства. В настоящее время исследование рисков оформилось в отдельную самостоятельную интегративную науку - рискологию, в рамках которой риск является предметом междисциплинарных исследований.
В настоящее время в России рискология только начинает развиваться. Отдельные исследователи изучают вопросы риска в тех или иных сферах жизни общества: экономике, культуре, образовании и т.д. В социологии на сегодняшний день это направление недостаточно хорошо разработано как в теоретико-методологическом, так и прикладном аспекте.
В социологии изучением рисков заинтересовались в 1970-е гг. Стимулом выделения рискологии в отдельную отрасль социологического знания стал «переход индустриально развитых обществ к новой фазе модернизации, именуемой высокой или поздней» [115, с.50]. К этому времени было выяснено, что социальные и технические причины современных проблем В ЭКОНОМИКС недостаточно изучены, а последствия экономических рисков скажутся только через несколько лет. В результате рискология за последние несколько лет превратилась в одно из наиболее важных направлений в европейской и российской социологии [115, с.50].
Каждая из наук, занимающаяся исследованием риска, рассматривает его со своих позиций: выявляет стороны этого явления, входящие в предмет ее исследования. Серьезно обогатили общее понимание сущности риска работы исследователей в области менеджмента и управления. Размышляя о долгосрочном (перспективном) планировании, П. Друкер отмечал: оно «не имеет - да и не может иметь - своей целью исключение рисков». «Бизнес должен пытаться свести риски до минимума. Но если фирма руководствуется в
14
своей деятельности основным принципом - избежать риска, она закончит тем, что ей придется взять на себя самый большой и наименее рациональный риск из всех возможных: риск ничегонеделания» [159; с.27]. Типичным явля-^ ется понимание риска как «потенциально существующей вероятности потери
ресурсов или неполучения доходов, связанная с конкретной альтернативой управленческого решения» [159; с.212].
Специфика социологического рассмотрения риска заключается в исследовании сущности, особенностей и значения риска применительно к социальной реальности, т.е. исследования значения тех или иных событий именно для человека (общества), а не процесса. Для понимания риска с позиций социологии очень важно разграничить два основных подхода («технический» и «социальный») в исследовании этого понятия, существующих на сегодняшний день в зарубежной и отечественной науке.
«Технический» подход в основном сводится к количественной оценке • вероятности ущерба. Основная задача учесть и регулировать последствия
нежелательных технико-технологических, экономических, экологических и т.п. событий, инцидентов, аварий, катастроф [115, с.288]. Данные статистики, медицины и т.д. рассчитываются на последующие годы. Задачей этого подхода является поиск путей соотнесения риска удовлетворения потребностей с минимальным ущербом [115 с.121]. Многие зарубежные исследователи концентрируют свое внимание на изучение риска с точки зрения техногенной опасности (У. Бек, Дж. Касперсон, В. Ковелло, К. Кэйтс, П. Лагадек,
С. Лихтснстайн, У. Розенталь, Дж. Шорт, Ф. Фаньани, П. Словик, Б. Фиш-хофф, К. Хохенсмзер и др.).
«Социальный» подход появляется несколько позднее. В отличие от «технического» подхода он четко прослеживает связь между оценками риска Ф и социальными ценностями, учитывает политические, социологические, пси-
хологические и др. аспекты, которые тесно переплетены между собой [115, с. 121]. Технические достижения на современном этапе развития делают любое действие человека опасным. Значит, «рациональное действие в совре-