Содержание
Введение................................................................3
Гл. 1. Методологические подходы к изучению ценности среднего профессионального образования..........................................14
1.1. Социокультурная ценность среднего профессионального образования.. 14
1.2. Особенности становления ценностей СПО и их изменррця $ Г1РРЦ999^ обучения студентов.................................................56
Гл. 2. Формирование и развитие ценностей среднего профессионального
*
образования у студентов разных типов специальностей....................97
2.1. Общее и особенное в содержании ценностей СПО ио^тупиршйх на специальности технического и социально-экономического профиля....97
2.2. Изменения в представлениях выпускников техникумов о ценности полученного среднего профессионального образования................138
Заключение............................................................161
/
Библиография.........................................................167-
Приложения ..............................................,............1
2
Введение
Современный этрп модернизация отечественного образования обостряет проблему оёрсйоЕщщюго выбора выпускниками щщ? тех'
„ I*. :• «И ,-.Р ^ \ -‘ИМ II «,МЯ '• ‘Г-
•учреждении профессионального образования, котррые обесре^ц^ют
получение качественного и соответствующего способностям, интересам
личности образования. За 20 лет утверждения рыночной экономики в нашей
стране сложилась особая система ценностей, определяющая выбор
старшеклассниками уровня получаемой образования, профессии, места ^ с . м. '\м, И.НмМВ,
ооучения. Утвердилась осзусловная ценность высшего образования, независимо от результатов учебы в школе, индивидуальных склонностей, наличия условий его получения. Установилась мода на некоторые профессии, побуждающая значительная часть юношей и девушек поступать на те специальности, которые не востребованы на современном рынке труда, не соответствуют имеющимся у человека природным задаткам.
Возникла ситуация перепроизводства специалистов с высшим образованием по целому ряду профессий. В связи с этим ставится вопрос о существенном сокращении количества вузов в стране, упорядочивании всей' системы профессионального образования разного урЬвня. Оно должно обеспечивать не удовлетворение амбиций молодых людей, а гртовигь работников для разных видов производств с учетом тех требований, которые предъявляет выполняемая работа к знаниям и умениям работника.
Отмечается снижение ценности самореализации в труде при выборе учащимися школ будущей профессии, сопровождающееся иллюзорными представлениями о возможных заработках при получении модцой . специальности после окончания вуза.
гл Л УI 1ЛШ '
Экономика страны нуждается не только в специалистах с эдтрцщм' образованием. Многие виды труда требуют работника со средним уровнем образования. При социализме количество специалистов со средним профессиональным образованием в десятки раз превосходило число людей,
человеческой деятельности. ^Длд fix определения 'М. В^.бр, црцрдьзовад'
6 гг 1 >JJ ' '•'•I* 'Mtt ■ ' и I
понятие «цели-ценности». Люди, в отличие от ждевоэдых, ставят цели перед
.1 » it. . . .1и*, . ' _ • ■ . ■ I и1\1/ /,}
тем, как приступить к каким-либо действием. Они могут быть ближаишимр jr
...........* \'л. *4« ’» *Н ’ - >- 'bur , ' .
отдаленными, ориентированными на удовлетворение индивидуальны^' или
А ч. , . *•)«•' I ■ »гг- ' '•:! »*
коллективных интересов. Смыслы всегда выражают то представление рб общих результатах конкретных -действии людей, которое опредё^ёДр7 культурой. Она указывает то, что получает общность и ее представители, когда выполняют какие-либо совместные действия. Тем ёамы!уГ смыслы определяют ведущие ценности человеческой деятельности. Их сбдёрукщшё раскрывается, когда выявлено понимание ценности кЛк элемент^ социокультурного взаимодействия.
В философской и социологической литературе существуют различные трактовки данной категории. Американский философ и социолог Джон-Дыои, один из основателей прагматизма, ставит в основу трактовку ценности практическую полезность определенных вещей, отношений, явлении. Когда имеется польза для индивидов от предметов природного или культурного происхождения, то для них они становятся ценными. При этом ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов. 7 Социолог в процессе изучения различных социальных общностей выявляет особенности тех ценностей, которыми они руководствуются в своей жизни, включая реализацию, например, потребности в получении среднего профессионального образования после окончания школы.
В противоположность прагматизму представители Баденской Школы неокантианства трактуют ценности как формы идеального бытия, соотнося их не с эмпирическим, а с трансцендентальным сознанием. Ценности, по их мнению, даны человеку изначально. Являясь идеальными образованиями, они не зависят от потребностей человека, однако особым образом
6 Вебер М. Указ соч. С. 510-511
7 См.: Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М., Республика, 2003, С 25
18
1 » Ж' 1 I I * 11 » I ' 1* *■ * I г» I * Г • * \У I \ I 1 11 « I е» • /
соотносятся с рещцщостью, определяя поведение людей в конкретных
* . . г 11 |. И »1 О* • * ч' \ | Ь* '{ Ч ^|/ I, | Л \ ’ * р
ситуациях. Поэтому человек или идеализирует эмпирическое сознание, приписывая ему нормативность, или из ид<*и «логоса», особой
сверхчеловеческой сущности, на которую опираются ценности.8
На наш взгляд, при таком прни^йнИи, во-первых, акцент дёлаётс$:д|Г то, что представление о конкретных цейростях индивиды получаю? чаще всего не в результате обобщения своего жизненного опыта, а в процёссе приобщения к культуре. Опыт человечества формирует зр^нре о преимуществах определенных вариантах решения типичных жйзнецць|х’ проблем. Возникает иллюзия того, что все ценности ирёят исторический характер. Во-вторых, абсолютизируется их свойство быть побудитёйем развития, совершенствования личности. Если индивид выбцраст «высокие» но содержанию ценности, то занимается развитием свбегЪ сознания, ориентируясь на высшие образцы поведения. Однако нельзя исключить и другой выбор ценностей, диктуемый узкоэгоистическими потребностями. Поэтому возникаюг острые проблемы при формировании представлений личности о тех или иных ценностях, в частности, профессионального образования.
М. Вебер рассматривал ценности в качестве идеологического фактора, влияющего на истинность представлений человека. По его мнению, следует строго отличать установленные факты и их оценку. Нельзя руководствоваться субъективными предпочтениями, когда требуется познать реальность во всей ее противоречивости, сложности. Ученый использовал понятие «познавательного интереса», определяющего выбор и способ изучения какого-либо объекта, а также понятие «ценностной идеи», которая определяется особым восприятием мира в определенном культурном контексте. Он задаст содержание тех ценностей, которые предлагается
8 См : Риккерт, Г. Ценности жизни и культурные ценности // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. Вып.1 — М., 1999
19
- Київ+380960830922