СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................3
Глава 1. Непрофильное образование как социокультурный феномен на современном этапе развития высшей школы..............................19
§1. Теоретико - методологические основы анализа социокультурного феномена непрофильного образования.........................................19
§2. Феномен непрофильного образования в условиях реформирования высшей школы, его структура и специфика..................................26
§3. Место непрофильного образования в современной высшей школе.....62
§4. Характеристика сложившейся структуры непрофильного образования (на основе эмпирического исследования)................................80
Глава 2. Социологический анализ непрофильного образования............90
§1. Эмпирическая оценка специфики непрофильного образования в техническом вузе..............................................................90
§2. Определение тенденций развития высшей школы в РФ с точки зрения влияния на дальнейшее существование непрофильного образования....116
§3. Оценка перспективы развития непрофильного образования.........144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................151
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................157
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Данные Федеральной службы государственной статистики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Приказ Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 12 октября 1992 г. № 62.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Описание методики и результатов эмпирического исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Инструментарий, используемый в эмпирическом исследовании.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. План мероприятий по реализации положений Еолонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 -2010 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Перечень мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы.
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Проблема развития высшей школы является одной из наиболее острых в современном российском обществе, т.к. в условиях массовой востребованности высшего образования от состояния образовательной системы сегодня фактически зависит построение общества в будущем. В настоящее время российская высшая школа стоит на пороге грядущих изменений, что связано с меняющимися требованиями рынка труда, присоединением России к общеевропейскому процессу выстраивания единого образовательного пространства, развитием информационных технологий и пр.
Рассматривая вопрос соответствия подготовки вузами специалистов потребностям экономического сектора, следует отметить, что сегодняшняя структура выпуска специалистов высшей школой во многом отражает картину спроса на рынке труда, характерную для периода перехода России к рыночной системе (нач. 90-х гг.). Тогда на смену техническим
специальностям, наиболее востребованным в советское время благодаря наличию развитого военно-промышленного комплекса, на первый план выдвинулись специальности экономического и гуманитарного цикла, что было связано с возросшим спросом на таких специалистов на рынке труда вследствие кардинальной перестройки экономических процессов.
В итоге за период начала 1990-х гг. по настоящее время структура выпуска специалистов высшими учебными заведениями кардинально изменилась - сейчас доля выпускников по специальностям гуманитарносоциального и экономического цикла превышает долю специалистов технического профиля практически в три раза.
Такая ситуация сложилась в результате роста спроса на обучение по специальностям гуманитарного и экономического профиля, что способствовало:
3
Глава 1. Непрофильное образование как социокультурный феномен на современном этапе развития высшей школы
§1. Тсоретико- методологические основы анализа социокультурного феномена непрофильного образования
Объектом данного диссертационного исследования является непрофильное образование как социокультурный феномен.
Образование в России во все времена было особым социокультурным явлением, характеризующимся собственной логикой развития, основанной на особенностях ментальности российского общества.
Образованные люди на Руси всегда пользовались уважением. В дореволюционной России образованный человек именовался личным почетным гражданином. Университетское образование приравнивалось к офицерскому званию и позволяло обладателю пользоваться правами личного дворянства.
Особенности российского образования с точки зрения специфики социокультурных черт отмечали многие исследователи на протяжении веков. Так, еще П. Б. Струве37, характеризуя русскую интеллигенцию, говорит следующее: «Русская интеллигенция как особая культурная категория есть порождение взаимодействия западного социализма с особенными условиями нашего культурного, экономического и политического развития». При этом за основу самого термина «интеллигенция», как он понимался на период конца XIX - начале XX вв., можно определение русского прозаика, критика и публициста П. Д. Боборыкина, где в своей работе «Солидные добродетели» он пишет: «Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества».
В советский период образование как социокультурное явление претерпело серьезную трансформацию в связи со сменой общественного строя. Существенно выросла роль высшего образования, за период 1927 -
37 Струве П.Б. Интеллигенция и революция.Вехи. Сборник статен о русской интеллигенции (1909)// http://www.vchi.net/vehi/indcx.litml
19
1980 гг. количество студентов, обучающихся в вузах, выросло в 27 раз (3045,7 тыс. чел. против 114,2 тыс. чел.). Особенностью образовательной системы на данном этапе в связи развитием военно-промышленного комплекса стала приоритетеная роль вузов технического профиля, на которые в данной период приходилась наибольшая доля обучающихся в высших учебных заведениях.
Переход России к рыночным отношениям в период 1990-х гг. вызвал кардинальные изменения и в сфере высшего образования, что было связано со сменой ценностных ориентаций в условиях меняющейся экономической ситуации. Именно к этому периоду относится появление феномена непрофильного образования, обусловленного данными общественными изменениями.
Однако, прежде чем перейти к более подробному анализу данного процесса, необходимо раскрыть основные понятия, позволяющие в дальнейшем перейти к наиболее глубокому пониманию изучаемой проблемы.
В настоящее время под термином «образование» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 N 3266-1) понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».
В различных областях наук существуют свои подходы к исследованию образования. Г.Е. Зборовский выделяет четыре основных подхода:
- педагогический - предполагает концентрацию усилий исследователей на проблемах формирования человека, который осуществляется в ходе учебно-воспитательного процесса с помощью определенных методов, средств и форм педагогической деятельности и базируется на признании равенства всех его субъектов;
20
- Київ+380960830922