Ви є тут

Социальные условия и предпосылки процесса информатизации школьного образования в современных условиях : Социологический аспект

Автор: 
Чумакова Маргарита Федоровна
Тип роботи: 
Социологический аспект
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
170
Артикул:
1000330994
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА 1. ДВИЖЕНИЕ К ГЛОБАЛЬНОМУ ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ............................12
1.1. Информатизация в процессе социокультурной реформы в России 12
1.2. Место и роль российской общеобразовательной школы в связи
С 1.1. КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЕЙ..................................37
1.3. Возрастание роли информационной культуры в обществе.56
« ЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ...71
2. 1. Новые технологии в школьном образовании в период реформирования российского общества....................71
2.2. Информатика как начало компьютеризации школы........85
#
2.3. Перспективные Интернет - технологий информа!цюнного
ОЫ СВЕЧЕНИЯ образовательных услуг 1 1 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................125
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................129
ПРИЛОЖЕНИЯ
3
Введение
Актуальность темы исследования
В настоящее время одними из самых интенсивных процессов, протекающих в социуме, являются процессы информатизации. В свою очередь информа-I изация общества неуклонно влечет за собой информатизацию образования, ко-юрое готовит квалифицированные кадры для всех сфер жизнедеятельности.
В информационном обществе изменяется весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям.
13 связи с интенсивным развитием информатики и компьютерной техники и их активным проникновением в сферу образования, все чаще приходится сталкиваться с сугубо информационным подходом к пониманию самой сущности образования. Попытки с помощью информационно-компьютерных средств активизировать процесс усвоения знаний и способов творческой деятельности заслуживают поддержки. Но лишь в том случае, если при этом не теряется I лавное - внимание к индивидуальному духовному миру каждого учащегося.
Информатизация образования означает значительно больше, чем просто внедрение в учебный процесс нового содержания и новых технологий. Современные средства информатизации позволяют не только накопить и сделать легко доступными громадные объемы информации для всех категорий работников образовательной системы, обеспечить высокую наглядность учебного материала, но и улучшить управление образовательным процессом.
Важным фактором использования информационных технологий в системе школьного образования является то, что компьютер изменяет не только технологию образования, но и содержательную его часть. Он позволяет не просто облегчить и сделать более приятным процесс передачи и приобретения знаний, но решить задачи, которые ранее казались трудноразрешимыми: стимулирует 1ворческую активность и самостоятельную деятельность ребенка.
15
обходимой информации индивидов и групп, автор видит проблемы угрозы полицейского и политического наблюдения за индивидами и группами с использованием изощренных информационных технологий. Знание и информацию Белл считает не только "агентом трансформации постиндустриальною общества", но и "стратегическим ресурсом" такого общества.
) 1остиндустриалистский подход - в его классическом, белловском, варианте - обрел как многочисленных приверженцев, так и серьезных критиков. Советскими исследователями этот подход был отвергнут как утверждающий технологический детерминизм и стремящийся к разрешению противоречий капи-1ализма за счет развития техники.
Альтернативой белловскому примеру "аналитического отделения" социальной структуры от политической и культурной системы явился подход СБжезинского, увидевшего в наступлении новой технической эры новые ВОЗМОЖНОСТИ для дезинтеграции Советского Союза при соответствующей поли гике американского правительства. [60; р.55]
Видный представитель "критической социологии" М.Постер (американский ученый, принадлежащий к французской интеллектуальной традиции структурализма и постструктурализма) настаивает на том, что адекватное социологическое исследование электронно-опосредованных коммуникаций возможно только в том случае, если дискурс науки лишается привилегированного положения среди других видов дискурса. [64; р.39-48] Основной недостаток концепции Д.Белла М.Постер находит в том, что, несмотря на видимое стремление Белла ограничить сферу постиндустриального общества только уровнем социально-экономической структуры, он все же "на протяжении всей своей работы сметает в одну общую дефиницию постиндустриального общества экономические, политические и культурные факторы", в результате чего "определение новых явлений становится определением всего общества". Его утверждение, что "знание является независимой переменной в постиндустриальном обществе, которой определяются другие переменные, такие как труд и капи-гал". могло бы, по мнению Постера, служить гипотезой в предстоящем иссле-
ловании - однако Белл представляет это утверждение читателю в качестве вывода, "с помощью очаровательной риторики трансформируя посылку в заключение" и "придавая теоретическому доводу видимость доказанного факта".
Соглашаясь с Беллом в том, что в каком-то смысле знание (или информация) является основной "осью" современного общества, Постер считает, что Белл, выдвигая идею информационной экономики, неправомерно сводит коммуникацию к экономической метафоре, отодвигая в сторону вопросы культуры.
' Коган В.З. отмечает, что информатизация - это процесс интенсификации производства и распространения знаний и информации в обществе на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий. Информатизация есть развитие информационного сектора экономики, формирование индустрии информационных услуг. [29; С.72] Важнейшим инструментом культурной работы, управления обществом, формирования интересов, потребностей, взглядов, наконец, мировоззрения человека в целом, механизмом обучения и воспитания является информационное воздействие. Информация, передаваемая индивиду, усваивается им, активно влияет на процесс формирования убеждений, которые в дальнейшем реализуются в практике общественных отношений. В настоящее время важнейшим показателем развития общества, его жономики и оборонной мощи является степень их информатизации.
Информатизация общества - комплексная программа, включающая большое число взаимосвязанных исследований и разработок: от создания современной элементной компьютерной базы и средств связи до технологии построения прикладных информационно-вычислительных систем. [10; С.202]
Создание национальных ресурсов хранения информации в электронном виде является важнейшей тенденцией современных информационных технологий. Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. [89; С.44-47] В базах данных на машиночитаемых носителях