Ви є тут

Тенденции трансформации информационного пространства современного Северного Кавказа

Автор: 
Паленая Елена Михайловна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193537
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА............................................ 17
1.1. Информационное пространство: основные подходы к разработке понятия..................................................17
1.2. Трансформация функций средств массовой информации в процессе возникновения и .. становления информационного
про стран ства...........................................40
1.3. Основные тенденции реструктуризации информационного
пространства в условиях демократизации российского
общества...............................................61
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА..................................................73
2.1. Предпосылки формирования и генезис информационного
пространства Северного Кавказа......................... 74
2.2. Структура и современное состояние информационного пространства Северного Кавказа........................................90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................*............102
ЛИТЕРАТУРА..............................................106
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние 10-15 лет Россия вошла в полосу нспрскращающихся реформ, которые сопровождались трансформацией ее политической и социальной системы и повлекли за собой распад многих существовавших ранее социальных связей. Изменение социальной системы страны в целом привело к возникновению условий институционализации новой позиции регионов, входящих в состав Российской Федерации, в качестве самостоятельных образований, имеющих большую степень полномочий в сфере самоопределения. Конституционные преобразования территориального управления страной вызвали, с одной стороны, бурный процесс образования новых социальных слоев и групп, а с другой, - определили тенденцию к раздробленности общностных групп, формированию социальной атомизации.
Непрерывная череда социальных и политических потрясений в российском обществе, начавшаяся с середины 80-х годов, вызвала потребность в информации как основном средстве упорядочения картины мира, ориентирующем население в событийном потоке. В этот период в российском обществе реально наблюдается тенденция отделения политической сферы от экономической и культурной жизни страны. Политика рождается как достаточно автономная и самостоятельная сфера социального функционирования1. Необходимым условием этого процесса является развитие информационных и коммуникационных процессов, что и определяет чрезвычайно важную социально-политическую роль средств массовой информации как основных производителей и поставщиков информации.
Средства массовой информации не даром считаются «четвертой властью», чем подчеркивается их особая связь с политикой. Ныне политика
1 Панарин А. Политолопш. М., 1999.
3
российскими демократическими реформами 90-х годов. Достижение данной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
• проанализировать теоретические интерпретации понятия “информационное пространство” для обоснования оптимальной методологии его социологического изучения на региональном уровне;
• выявить трансформацию функций СМИ в процессе социокультурной динамики постсоветского общества;
• определить тенденцию изменения структуры информационного пространства, сформировавшуюся в условиях демократизации российского общества;
• описать культурное своеобразие процесса становления
информационного пространства Северного Кавказа;
• проанализировать специфику современного состояния информационного пространства Северного Кавказа.
Объектом исследования являются печатные СМИ субъектов Северного Кавказа.
Предметом - специфика информационного пространства
полиэтничного региона и факторы, се определяющие.
Гипотеза исследования. Демократические реформы 90-х гг. в России одним из важных направлений имели формирование открытого информационного пространства, обеспечивающего интеграцию
российского общества на новых принципах. В реальности же реализация демократических свобод в области информации в отдельных регионах, в частности, на Северном Кавказе, вызвала не развитие тенденции интеграции и открытости, а, напротив, тенденцию фрагментарности и дискретности информационных потоков, их замкнутость на региональном уровне. В этих условиях увеличивается вероятность манипулирования общественным сознанием путем использования новых технических средств производства и распространения информации с целью сегментирования
10
единого политического и культурного пространства России и обособления региона.
Методологической основой исследования являются структурнофункциональный, аксиологический и социокультурный подходы в анализе информационного пространства и функционирования СМИ, а также концепция информационного общества и информационная концепция этноса.
Структурно-функциональный анализ дал возможность сосредоточиться на изучении собственно социальных факторов деятельности СМИ, позволяя охарактеризовать структуру СМИ с целью выявления их социальных функций. Этот подход органично сочетается с социокультурным анализом, направленным на выявление ценностей, смыслов, мотивов, информационных потребностей, ценностных установок, моделей группового поведения и формирования социальных стереотипов в процессе информационной коммуникации в обществе посредством СМИ. В работе использованы концептуальные идеи современного французского социолога П.Бурдье9 о социальных "полях" (относительно самостоятельных социальных пространствах) и неэкономических "капиталах" (политическом и культурном ресурсах), опираясь на которые он объясняет господстве элит, действующих в современном медиапространстве.
Еще одним теоретическим источником работы является методология анализа информационного пространства И. Дзялошинского, который выделил три его различных содержательных аспекта: как "информатизированное" физическое (государственное, геополитическое) пространство; как "информационное поле" - пространство определенных информационных взаимодействий; как социальное взаимодействие между людьми и общностями по поводу информации.
9 П. Бурдье. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. В. Анисимовой и 10. В. Марковой. Отв. ред. и предисл. И. А. Шматко. М. Фонд научных исследований «Прагматика культуры», институт экспериментальной социологии, 2002.
11