2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................... 3
Глава 1. Инвариантное содержание западного юридического фрейма.......................................................... 20
1.1. Противоречивость юридического фрейма...........*........... 20
1.2. Структура юридического фрейма............................ 42
1.3. Социальная стабильность как фактор
функционирования юридического фрейма.......................... 74
Глава 2. Западный юридический фрейм в русском
социокультурном пространстве.................................. 90
2.1. Социально-экономические условия институционализации
правовой деятельности в традиционном российском обществе...... 102
2.2. Культурно-исторические детерминанты трансформации юридического фрейма в России................................... 128
Глава 3. Юридического фрейма в контексте российской модернизации XX в.............................................. 160
3.1. Юридический фрейм эпохи советской модернизации .......... 161
3.2. Диссидентская критика как попытка переструктурирования юридического фрейма............................................ 184
3.3. Морально-политический синкретизм как архетип российского юридического фрейма............................................ 198
Заключение.................................................... 217
Список литературы............................................. 222
Приложение..................................................... 229
Введение
Актуальность темы. Но протяжении последнего полустолегия и российском обществе устойчиво фиксируется доминирование в профессиональных ориентациях молодежи установки на получение юридической профессии. Конкурс в вузы на юридические факультеты в России начиная с 60-х гг., всегда был высок, но особенно возросла популярность этой профессии с середины 80-х гг.1 Этому способствовала не только демократизация общества, которая вызвала резкое повышение статуса права и правовых специальностей, но и постепенная коммерциализация профессионального образования, что привело к значительному расширению числа вузов, готовящих юристов.
Сохраняющаяся структура профессиональных предпочтений российской молодежи выступила основанием для подготовки федерального закона № 68-ФЗ, снимающего «50-процентное ограничение на прием платных студентов в государственные вузы для обучения но самым престижным специальностям: управление, экономика, юриспруденция»2.
Очевидно, что желание многих молодых россиян стать юристами созвучно с неоднократными декларациями различных российских политических и общественных деятелей о развитии России по пути построения гражданского общества и правового государства. Существует и обратная сторона популярности юридической профессии: резкий рост криминогенное™ социальной среды. Переход российского общества на принципы рыночной экономики вызвал бурный рост предпринимательской активности. Достаточно широкий круг россиян стали вести рискованную хозяйственную деятельность, успешность которой не гарантируется в рыночных условиях. Нововведения в социально-экономической и политической жизни России обернулись массой правовых конфликтов, породили активную законотворческую деятельность, вызывали к жизни ряд
1 Социология молодежи. СПб., 1996. С. 152.
• Комков С. Диплом для олигарха // Гудок. 2004. 14 сентября.
25
вероисповедание, сословие, раса, национальность, возрастная группа, огромную роль играют габитусы, имеющие профессиональное происхождение. Следующая цитата из работы Бурдье хотя и может быть отнесена к любой воспроизводящей габитусы структуре, от отношений собственности до семейных отношений, рекомендуется к прочтению именно в «профессиональном» ключе: «Институция... может быть завершенной и полностью жизнеспособной лишь тогда, когда устойчиво объективируется не только в предметах, т.е. в лотике какою-либо отдельного поля, трансцендентной единичным агентам, но также и в телах, т.е. в устойчивой предрасположенности признавать и выполнять требования, присущие данному полю» .
Итак, любая профессия несомненно вносит свой вклад в формирование индивидуальных габитусов, позволяющий обнаруживать в профессионалах-
коллегах массу общих признаков: физических, эмоциональных,
86
интеллектуальных, так или иначе выражающихся в их поведении .
Однако, если любая профессиональная группа формирует свой габитус, свою систему восприятия/отношения к миру, свою систему профессионально-обусловленных фреймов, то общество в целом далеко не по каждому «классу» профессионалов создает специальную ячейку фреймов.
Такой привилегии удостаиваются профессии, имеющие «узловое» значение, связанные с институциональной организацией кризисных, переходных этапов в жизни индивида и общества. Безусловно, это врачи и учителя. Сложнее ситуация с военными: они становятся объектами напряженной рефлексии общества в периоды войн, в примыкающие к войнам отрезки времени, а в мирное время для актуализации такой рефлексии необходимо акгуализировать опасность втягивания общества в вооруженный конфликт. Создание и воспроизводства фрейма «грядущий военный конфликт» называется патриотическим воспитанием.
85 Там же. С. 112.
** Бурдье П. Мертвый хватает живого. Об отношениях между историей овеществленной и историей инкорпорированной // Бурдье П. Социология политики. М.. 1993. С. 278-279.
26
Особое место в общественном сознании занимают юристы - «люди закона». Во-первых, потому, что в современных обществах их цех монополизировал практику определения/переопределения легитимных правил социального взаимодействия. Во-вторых, представители юридического цеха обладают наибольшей свободой, т.е. наилучшим осознанием необходимою контекста, при интерпретировании данных правил (с точки зрения непосвященных, крайне запутанных семантически и особенно синтаксически). В-третьих, «люди закона» нередко обладаю! государственным статусом, что значительно усиливает вес их интерпретаций - «применительно к ситуации» -законодательных формул. Итак, знание закономерных- основ социального взаимодействия; право «первой интерпретации» нормы закона в компании не-правоведов; широкий диапазон возможностей в использовании государственных ресурсов для наращивания своего профессионального капитала - все это делает юристов заметными фигурами во всех сферах бытия, попавших в зону внимания государства.
Как и любой другой профессиональный капитал, специальные знания и сопряженные с ними умения/связи/влияние/престиж «законников» ценны потому, что в обществе огромное количество людей их не имеет, но в них постоянно нуждается. Такие люди не знают законов; познакомившись «к случаю», «по необходимости» с конкретной нормой (нормами), они не могут встроить выуженную из того или иною кодекса информацию в общеправовой контекст, что делает их «случайное» знание ничтожным. Их невежественное «мнение о справедливости» для государственных служащих не является ни руководством к действию, ни даже информацией к размышлению. В нашей работе мы называемых лиц, не имеющих базисных правовых знаний, ни властных ресурсов, профанами.
Это слово-ярлык происходит от понятия профанации, определяемого, по Советскому энциклопедическому словарю, следующим образом: «Профанация (от позднелатинского profanatio - осквернение святыни), искажение, извращение чего-нибудь (например, идеи, учения, произведения искусства и т.д.);
- Київ+380960830922