Ви є тут

Негосударственное высшее образование России: тенденции и особенности развития : Социологический аспект исследования

Автор: 
Иваненко Ксения Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274438
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..........................................................3
Глава 1. Система высшего образовании как объект
социологическою исследования............................13
Глава 2. Сущность, тенденции становления и развития системы
негосударственного высшего образования..................30
2.1.Предпосылки возникновения и развития негосударственного высшего образования...........................................30
2.2.Становление правовых основ институционализации негосударственного высшего образования........................53
2.3.Негосударственное образование: ценностные отношения и цели...70
Глава 3. Негосударственное высшее образование: современное
состояние и перспективы развития........................94
3.1.Проблемы состояния образовательного процесса в негосударственных вузах.......................................94
3.2.Перспективы развития негосударственного высшего образования..................................................124
Заключение......................................................147
Библиография....................................................151
Приложения......................................................186
Введение
Актуальность темы исследования
В период становления рыночных отношений в России принципиально важным становится исследование инноваций, проявляющихся во всех сферах жизнедеятельности общества. Именно к таким инновациям относится становление и интенсивное развитие на рубеже ХХ-ХХ1 веков негосударственного высшего образования, которое ныне становится значимой социальной ценностью для россиян, поскольку в условиях формирования рынка труда оно открывает возможности для развития личности, приобретения ею навыков деятельности в новых экономических и социальных условиях.
Возникновение и интенсивное развитие негосударственного высшего образования выявило не только ресурсные возможности этого вида образования, но и значимость его для молодого поколения страны. Наличие гибких образовательных программ и новых технологий обучения, обращенных непосредственно к личности, ведет к раскрытию се способностей, повышению адаптивности к быстро меняющимся условиям трансформирующегося общества.
В силу этого важным становится научное рассмотрение ценностных ориентаций субъектов образовательного процесса в системе негосударственного высшего образования, поскольку именно они выступают основанием норм и стандартов реального потребительского поведения в образовательном пространстве России.
В последнее время возникают исследовательские проблемы, связанные с рассмотрением реальных факторов, обусловивших становление и развитие в России феномена негосударственного высшего образования и влияющих на изменение целей и содержания образовательного процесса в высшей школе.
В связи с вышесказанным особую значимость приобретает выявление социальных оснований функционирования и развития негосударственного
С институциональной точки зрения негосударственное высшее образование обладает всеми структурными элементами социального института: оно является особой формой организации жизнедеятельности в специфической области образования; имеет свои учреждения для жизнедеятельности и лиц, выполняющих социальные функции по управлению процессом образования, осуществляющих контроль над всеми его составляющими. Негосударственное образование базируется на нормах, законах и принципах, регулирующих отношения между членами общества и собственно социальным институтом образования, располагает материальными и финансовыми ресурсами для ведения образовательного процесса, выполняет свои функции по отношению к социуму.
Негосударственное высшее образование, будучи «клеточкой» системы общественных связей и отношений, тесно взаимодействует с другими ее элементами: с производством и наукой (готовя профессиональные кадры специалистов), государством (существуя и развиваясь в его нормативноправовом поле), культурой (формируя и развивая личность, осуществляя ее социализацию) и т.д. По справедливому мнению Г.Е.Зборовского, социологический аспект институционального подхода выявляет и объективные характеристики функционирования системы образования, и субъективные мнения, оценки, ценностные ориентации социальных групп и общностей ,6. Само оно (образование) предстает перед исследователем как определенным образом организованный социальный институт, существующий для достижения целей включенных в него субъектов, при этом выполняющий задачу развития личности, ее профессиональной подготовки, многообразной социализации.
Социологический интерес к применению институционального подхода при изучении негосударственного высшего образования заключается и в том, что он выявляет такие существенные характеристики функционирования
16 См.: Зборовский Г.Е. Общая социология. Екатеринбург, 2003. С.480
негосударственного образования как ценностные ориентации субъектов образовательного процесса, их потребности, а также отношение к негосударственному высшему образованию различных категорий населения. И этот момент достаточно важен для негосударственного образования, поскольку оно возникло как ответ на социальный «запрос» общества, развивается благодаря существованию потребительского спроса на образовательные услуги, в силу чего и необходим исследовательский мониторинг интересов, оценок и настроений участников образовательного процесса. Социологические исследования сферы негосударственного образования могут также помочь выявить его потенциал, определить роль и место негосударственного высшего образования в структуре транформирующегося российского общества.17
Определенные эвристические возможности демонстрирует по отношению к образованию и системный подходу который характеризует его как некое структурно-целостное единство. Под системным подходом понимается «такой способ рассмотрения системы, при котором состояние, свойства и особенности ее могут быть выведены из состояния, свойств и особенностей ее элементов и закона связи между ними, причем элементы и
1 б
закон связи считаются известными». С точки зрения В. П. Кузьмина, система являет собой определенное множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями. В настоящее время под системой также понимают адаптивное целое, подчеркивая свойство системы сохранять свою идентичность в условиях изменчивости внешней среды ,9. Система
17 См. напр.: Баскакова М.Е. Гендерные аспекты экономической отдачи платного высшего образования // Социс.2002~№ 11, Гвоздев В. Модернизация образования: взгляд из региона //Вестник высшей школы.2003. _№ 2; Запесоцкий A.C. Образование: философия, культурология, политика. М., 2002; Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект. М., 2001; Крухмалева О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг // Социс.2001.№ 9 и др.
1S Кедров Б.М. Принцип историзма в его приложении к системному анализу развития науки // Системные исследования. Ежегодник 1974. М., 1974. С. 5-6.
19 См.:Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М., 1980. С.11; Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001. С. 17.