Ви є тут

Социологическая концепция дошкольного образования : На материалах Республики Казахстан

Автор: 
Калдыбаева Тыныштык Жумадиловна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000322225
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение..................................................................2
Глава I. Общетеоретические вопросы социологического познания проблем образования
1.1. Методология социологического анализа проблем образования.......24
1.2. Проблематика социологии образования (дошкольная социология) 48
1.3. Социальные функции детских дошкольных учреждений...............70
Глава II. Дошкольное образование в Республике Казахстан
2.1. Состояние дошкольного образования до начала переходного периода: социологический аспект.......................................96
2.2. Проблемы преемственности в воспитании детей: семья-детский сад-школа..........................................................119
2.3. Обострение социальных проблем дошкольного образования в 90-е годы...............................................................140
Глава III. Социология обязательною дошкольного образования детей
5-6 лет
3.1. Социальные предпосылки всеобщего предшкольного образования детей 5-6 лет......................................................163
3.2. Социально-педагогическая концепция предшкольного образования ...............................................................180
3.3. Проект внедрения предшкольного образования в социально-экономических условиях Республики Казахстан........................197
Глава IV. Социальные проблемы педагогического процесса
4.1. Социализация как стержень педагогического процесса............220
4.2. Социальная направленность образовательной деятельности детских садов и детсадов-школ.........................................239
4.3. Социологические проблемы обеспечения дошкольного образования педагогами-воспитателями.......................................261
Заключение..............................................................283
Библиографический список................................................292
Приложения..............................................................317
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире возросла общественная потребность в разработке социальной концепции воспитания детей дошкольного возраста. Научный анализ социальной реальности с позиций личностного, интеллектуального развития детей и их своевременного образования имеет цивилизационный смысл, особенно в странах Содружества, где происходит резкая социальная дифференциация, переживается глубокий экономический кризис, когда практика социальной политики страдает определенной отчужденностью от насущных социально-экономических проблем основной части дошкольников. В связи с этим значительно повысилась ответственность науки перед новым поколением и всем социумом.
Необходимость постановки теоретической, методологической, эмпирической и праксеологической социологией проблем развития человека в период его дошкольного возраста продиктована и стратегией развития образования в мировом сообществе, тенденцией перехода государств на непрерывную систему образования. На Международной конференции Организации Объединенных Наций но образованию (42 сессия, Женева, 3-8 сентября 1990 года) сформулирована генеральная установка, что дети, не охваченные формальной системой образования, впредь не должны оставаться за пределами образовательной системы, деятельность по обеспечению начального образования должна увязываться с обучением в семье с самого раннего возраста и с дошкольным образованием, обеспечивая всем детям возможность достижения удовлетворительного уровня приобретения знаний1.
В современных условиях Республики Казахстан и других стран СНГ в связи с постепенным переходом к непрерывному образованию возрастает социальный статус детских дошкольных учреждений как первоначального звена образовательной системы и института социализации человека. Дошкольные учреждения, как и другие институты образования, функционируют в рамках того
1 Заключительный доклад Международной конференции по образованию, 42 сессия. Женева, 3-8 сентября 1990 / ЮНЕСКО. Междунар. бюро просвещения. С. 18-34.
2
формированию адекватного общественного сознания прежде всего у стоящих у руля образовательной политики государств.
Социологическое изучение педагогического процесса проявило себя при рассмотрении отдельных сторон воспитательных моделей в детском саду и оценке их социального значения. Рассуждение велось вокруг «личностноориентированной и кооперативной модели», изменения педагогических ориентаций (Л. Флорин), педагогических ценностей (Шамбередон), социализации, «ориентированной на человека», а не на статусные позиции.
Итак, теоретико-методологическое развитие дошкольной социологии во Франции согласуется с общей отечественной традицией социологии образования, лежит в контексте внешних и внутренних отношений и их взаимозависимости и взаимосвязи. В этом русле отслеживаются потребности в дошкольном образовании и меры их удовлетворения с учетом социально-классовой структуры общества.
Динамика исследования образования в отечественной социологии представлена в обобщенном анализе B.C. Собкина и Г.Л. Емельянова1. Период становления социологии образования приходится на 70-е и 80-е годы, и за это время происходит качественный сдвиг в проблематике и изменении научной парадигмы. Выход в свет двух монографий под названием «Социология образования», на наш взгляд, утвердил формирование методологической базы в данной отрасли и происходящего в ней эволюционного движения. Если в первой (Ф.Р. Филиппов, 1980) автор сосредоточился на взаимоотношениях общества и институтов образования, на социальных факторах, которые оказывали влияние на образование нового поколения, то во второй (В.Я. Нечаев, 1992) акцентируется внимание на социальном в самом процессе образования. Он «вошел» вовнутрь образовательного процесса, рассматривая учебную деятельность как главный фактор социализации. Сформулировав социокультурный подход, предполагающий совмещение социального и кулыурного аспектов, что достигается
1 См.: Социология образования. Труды по социологии образования. ЦСО РАО. М., 1993. С. 6-18.
31
посредством выявления ценностного содержания феноменов жизни, В.Я. Нечаев заключает, что основной вид жизнедеятельности субъекта в сфере образования - учение. Потому учение, учебная дея тельность представляет ядро предметного содержания в данной отрасли социологии. Учение, образование -структурные составляющие социализации. Если основатель отечественной социологии образования Ф.Р. Филиппов определил его как «специальную социологическую науку, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие сё подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой», то логическое творческое продолжение и углубление этой мысли находим в работе В.Я. Нечаева: «Законы, принципы, механизмы, технологии учения, как основного вида социокультурной деятельности и социальных институтов образования, взаимодействия субъектов сферы образования, сфера образования с другими сферами общественной жизни, те процессы, которые складываются в ходе такого взаимодействия», входят в предмет социологии образования1.
Жизнь в человеческом обществе динамично развивается, меняясь в ту или иную сторону, ставит перед социализацией человека, нового поколения и образования все новые задачи и проблемы.
В связи с этим все более актуализируется и активизируется поиск в области теории и методологии передачи социального опыта через систему непрерывного и преемственного образования. В одном случае это желание реализуется в рамках исследования тех или иных проблем образования, в другом - отдельные исследователи пытаются систематизировать методологию социологии образования в одну структуру, представить её целостную картину. К ряду последних относятся работы Н.И. Шевченко и В.Н. Ярской2.
' См.:Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980. С. 27-28; Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992. С. 17.
5 Шевченко И.И. Методологические проблемы социологии образования (отношения в образовательных структурах и процессах). Саратов: СГТУ, 1997; Ярская В.Н. Социальные проблемы образования Н Инновационные образовательные технологии. Тезисы докладов научно-практического семинара (круглого стола). 15-16 декабря 1997. Саратов, 1998.
32