Ви є тут

Формирование и духовное развитие личности в специализированных учебных заведениях

Автор: 
Менчикова Лилия Аксановна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193615
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ....................14
1.1. Теоретико-методологические проблемы исследования личности в
социологии..........................................14
1.2. Социальные детерминанты самоидентификации и социализации современной личности................................37
1.3. Жизненные ориентации и особенности социализации молодежи в современной России..................................57
ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ (НА
ПРИМЕРЕ КАДЕТСКОГО КОРПУСА Г.МЕЛЕУЗА)..................76
2.1. Кадетский корпус как возрожденная форма духовного и профессионального становления личности.............76
2.2. Иерархия ценностных ориентаций учащихся кадетского корпуса..95
2.3. Особенности учебно-воспитательного процесса и перспективы профессионального становления выпускников кадетского корпуса...........................................121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................143
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
145
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования может быть обозначена рядом обстоятельств. Во-первых, тем, что сегодня Россия живет в условиях глобальной по своим масштабам социальной трансформации: меняется общественный строй, совершается переход от одного цивилизационного типа к другому. Переход от советского строя к рыночной экономике и политической демократии составляет суть трансформационных процессов. Тяготы современной модернизации особенно ощущает молодое поколение, которое само находится в стадии становления.
Во-вторых, система социализации подростков в постсоветском пространстве резко изменилась. Нынешнее время характеризуется новым типом социальных связей между поколениями. Старшее поколение находится в непростой ситуации, когда система социальных ценностей, которая была им создана, не востребована молодежью, а активно критикуется как не имеющая смыслового значения и практического использования. Это вызывает необходимость постоянного мониторинга процессов, происходящих среди молодежи.
В-третьих, кардинальные изменения в системе образования, его коммерциализация, серьезно изменили отношение молодежи к учебе. Вместе с тем деятельность средних общеобразовательных учреждений, в том числе новомодных лицеев и гимназий по формированию личности, имеет серьезные недостатки: не обеспечивается комплексный подход к системе воспитания, недостаточно внимания уделяется физической подготовке, привитию навыков здорового образа жизни. Поэтому кадетский корпус как образовательное учреждение нового типа, ориентированное на выполнение социального заказа общества по подготовке специалиста к службе в системе Министерства обороны и Министерства внутренних дел, формирует такой тип личности, который способен усваивать позитивные социальные ценности, выполнять служебные обязанности на высоком уровне, вести здоровый образ жизни.
им в общении»1. Психологический уровень анализа проблемы личности включает в себя вопросы о мотивах, потребностях, темпераменте, характере, а также субъективном представлении человека о самом себе. Таким образом, это вопрос о самосознании, включая образ собственного «Я», самооценку и самоуважение, от чего во многом зависят уровень притязаний и реальное индивидуальное поведение.
Главный ракурс социологического понимания личности - не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции и роли, которые он выполняет. Это человек в отношениях с обществом и его структурными подсистемами. Однако в них человек участвует, с точки зрения социологии, не как индивид, а как член социальной общности. Следовательно, его поведение не индивидуально, а социально, ибо детерминировано конкретным социумом. Это и есть существо социологического подхода к личности.
В социологии личность рассматривается в плане ее включенности в деятельность. Думающая, рефлексирующая личность - это понятие прежде всего психологии (хотя социология тоже принимает это подход, не как главный); действующая, преобразующая среду и саму себя личность - это понятие социологии (которое не отвергается и психологией). Следовательно, необходимо иметь в виду, что в личности социальное и психическое переплетается. Главное — кто и как изучает ее, какие позиции при этом преобладают. Важно понимать, что социология не может быть чуждой к внутренним аспектам личности, точно также как и психология - к социально-деятельностным. В этом смысле социология весьма сильно тяготеет к социальной психологии.
Есть еще один аспект соотношения социологического и психологического применительно к проблеме личности. Целостный срез анализа взаимоотношений личности и общества на индивидуальном уровне требует социологического
1 Психологический словарь. М., 1996.-С.174.
рассмотрения общественных процессов через их индивидуально-личностное восприятие.
Признавая уникальность, незаменимость, неповторимость каждой личности, социология тем не менее делает акцент на изучении в ее поведении и деятельности социально типического. К.Маркс писал, что «сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество»1. Отсюда не индивидуальное, а социальное, то есть общественно значимое качество, встречающееся у многих людей. Однако у каждого человека формируются свои, особые ценностные ориентации, мотивы поведения, социальные установки, интересы и т.п. Но лишь выявляя среди них типичные, характерные для больших групп людей, можно обнаружить действие определенных тенденций, наличие закономерностей. Следовательно, исходным пунктом социологического анализа личности, являются не индивидуальные особенности человека, а социальные функции, выполняемые им в рамках данной социальной системы.
Из сказанного вытекает, что «все три подхода к личности - философский, психологический, социологический - составляют три последовательных уровня ее анализа. Первый, наиболее фундаментальный — философский, направлен на определение места человека в мире. Второй - психологический — состоит в препарировании личности, рассмотрении ее как бы «изнутри». Третий -социологический уровень анализа - объединяет в себе оба предшествующих подхода, представляет их как бы в «снятом» виде. На этом уровне личность рассматривается в системе социальных отношений, в которой она реально существует, и в относительно самостоятельном, автономном виде, как отдельный социальный феномен»2.
Переход к анализу процесса формирования личности предполагает выявление некоторых трудностей методологического плана, уточнение содержания исходных понятий.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.1. - С.242.
2 Зборовский !*.!£. Общая социология: курс лекций. - Екатеринбург, 1999. - С.444.