ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................3
Глава 1. Патриотизм: теоретико-методологические подходы..............19
§1.1. Генезис и социокультурное содержание патриотизма...............20
§1.2. Виды патриотизма: советский и постсоветский патриотизм.........42
§1.3. Патриотизм, гражданский национализм и этнонационализм: концептуальные парадигмы...............................:.............65
Глава 2. Особенности патриотизма в ценностном сознании молодежи Адыгеи...............................................................84
§2.1. Социокульту рная характеристика ценностных ориентиров студенческой молодежи.............................................................85
§2.2. Динамика проявления патриотизма у студентов...................102
§2.3. Пути формирования российского патриотизма у студентов в полиэтничном регионе...............................................1 19
Заключение..........................................................140
Литература..........................................................145
Приложение..........................................................157
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях модернизации российского общества проблема формирования патриотизма как социокультурной ценности у молодежи представляется одной из самых актуальных. Патриотизм является значимым ценностным ориентиром, его недооценка в условиях трансформирующегося общества может иметь крайне негативные последствия.
В теоретическом аспекте актуальность изучения проблемы патриотизма обусловлена дискуссиоиностыо содержания самого понятия «патриотизм». Неоднозначность трактовки данного понятия и подмена его близкими по смыслу, но не тождественными категориями свидетельствуют о том, что процесс концептуализации данной категории не завершен. Вследствие чего, возрастает значимость комплексного, социокультурного анализа патриотизма.
В практическом аспекте — определяется необходимостью единения поли культурного российского общества и урегулированием межэтнических взаимосвязей. На становление и развитие патриотизма в настоящее время оказывают влияние два основных фактора: внутренний и внешний. Первый (внутренний) - связан с трансформационными процессами в России. Распад СССР негативно отразился не только в социально-политической и экономической сферах жизнедеятельности общества, но и в духовной. Возникновение нового государства - Российской Федерации сопровождалось сменой ценностно-нравственных ориентиров, в результате чего нарушилась связь поколений, молодые погрузились в некий моральный вакуум. Такие, ранее непоколебимые ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отчизной перестали быть ориентиром современной молодежи. Указанные изменения привели к депатриотизации и дезинтеграции российского общества, и, как следствие, в общественном сознании сформировались: равнодушие, эгоизм, немотивированная
агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным
в рамках междисциплинарного и полипарадигмального подходов проанализирован генезис и определено авторское понимание патриотизма;
предложена авторская периодизация изучения патриотизма в советской и постсоветской пауке с рассмотрением особенностей каждого периода;
установлена взаимосвязь общероссийского патриотизма с гражданским национализмом;
дана социокультурная характеристика ценностных ориентиров студентов Республики Адыгея, среди которых патриотизм является менее значимой ценностью;
выявлена положительная динамика проявления патриотизма у студенческой молодежи Адыгеи;
определены основные пути формирования патриотизма в полиэтничном регионе.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Патриотизм - многоаспектная социокультурная ценность, в основе которой находится естественное чувство любви и привязанности к своей Родине, побуждающее к активным действиям на пользу своему Отечеству, формирующее стремление быть ему полезным и охватывающее все стороны культуры личности и общества в целом, а также нацеленное на урегулирование общественной жизни- и сплачивание российского
1
поликультурного социума в единое целое.
2. Исследование патриотизма в нашей стране имеет свою специфику. Научное осмысление патриотизма зарождается* на советском этапе развития России. Для данного периода было характерно изучение патриотизма с позиций классического подхода, согласно которому патриотизм интерпретировался как социальное чувство. Причем анализ такого сложного явления был подчинен интересам государственной идеологии и осуществлялся без опоры на существенную эмпирическую базу. Исследования российского периода в рамках постнеклассического подхода
характеризуются сменой методологических ориентиров. Патриотизм приобретает междисциплинарный и полипарадигмальный характер; являясь предметом рассмотрения ряда социогуманитарных наук.
3. В современной научной мысли вопросы соотношения патриотизма и национализма отличаются дискуссионностыо и рассматриваются с различных, часто противоречащих друг Другу, позиций, что обусловливает содержательную демаркацию таких понятий, как «патриотизм», «этнонационализм» и* «гражданский национализм». Этнонационализм активизирует чувство «горизонтального товарищества», ощущения этнического братства. Напротив, гражданский национализм утверждает «вертикальную» солидарность - приверженность личности к стране; к народу, в общем смысле слова, без дифференциации на «своих» и «чужих». Общероссийский патриотизм нацелен на формирование единой' российской нации. При таком подходе патриотизм близок по содержанию-гражданскому национализму и противоположен этнонационализму, который отражает интересы одной этнической группы.
4. В1 результате сложных трансформационных процессов патриотизм перестает занимать доминирующее положение в системе ценностных ориентиров студенческой молодежи Республики Адыгея. Наиболее значимыми ценностями студентов выступают такие традиционные ценности, как семья, здоровье и счастье. Менее важными являются патриотизм и этническая принадлежность. Подобные тенденции проявляются в масштабе всего российского общества с середины 90-х годов прошлого столетия.
5. В студенческом сознании сохраняется тенденция традиционного понимания термина «патриотизм» как чувства любви к своей Родине. При этом для современной молодежи Адыгеи образ «большой» Родины является более значимым, чем «малой». Процент студентов, идентифицирующих себя как «патриотов», выше, чем численный показатель «нспатриотов». Большей части студенческой молодежи характерно проявление уважительного
16
- Київ+380960830922