2 •
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................3 - 14 стр.
ГЛАВА 1. НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ:
1.1. Нейролингвистическое программирование - истоки проблемы в философской мысли: от античности до середины XIX века 14-47 стр.
1.2. Социально-гуманитарная наука середины XIX - XX веков о феномене «нейролингвистического программирования».........47 - 76 стр.
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНАЯ ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НЛП:
2.1. Специфика классической современной теории нейролингвистического программирования.................................77 - 94 стр.
2.2. Теоретическая модель нейролингвистического программирования 95 - 121 стр.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИКИ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ:
3.1. Особенности современного телевидения........122-141 стр.
3.2. Респонденты о роли нейролингвистического программирования на телевидении.......;...................................141 - 158 стр.
Заключение.......................................159 - 163 стр.
Список литературы
164 - 176 стр.
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность избранной темы диссертационного исследования определяется целым рядом долговременных и возникших лишь с изобретением современных масс-медиа факторов, где телевидение представляет собой наиболее эффективное средство НЛП. Выделим лишь наиболее яркие и очевидные из них.
Во-первых, еще со времен античности многих исследователей интересовала проблема так называемого массовидного поведения людей, которые совершали поступки формально без очевидного для них предшествующего личностного поведенческого решения. По представлениям автора, это, в сущности, было первой формулировкой проблемы эффектов нейролингвистического программирования, которое при любой трактовке его природы основано на попытке спровоцировать желаемые поступки, используя чисто психологические методы воздействия.
Во-вторых, внимание к избранной проблематике всегда привлекалось аналогичными политическими процессами, общеизвестными, вызывавшими удивление неподготовленных аналитиков случаями массового одобрения избирателями заведомо авторитарных политиков, провалом попыток объяснить политическую историю с точки зрения здравого смысла и т. д. На это не раз указывали Платон, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье и др. Особенно актуальным это становится в конце XX века, когда развитие политгехнологий сделало манипулирование психологией масс осязаемой для всех практикой общественной жизни. Логика развития современного ТВ постоянно показывает растущую значимость проблем практического НЛП.
В-третьих, фокусная для данной работы проблематика связана с традиционно актуальными академическими вопросами о потенциале и пределах суггестивного воздействия на конкретных людей и социальные группы, что прямо стимулирует исследования в этой области самыми разными гуманитарными науками.
16
мин нейролингвистическое программирование, хотя такое понятие возникло намного позже.
В донаучный период накопления знаний человеческим обществом об окружающей природе и самом себе прослеживаются приемы воздействия на индивида в обрядах шаманизма и магии.
Наиболее древними философскими воззрениями были учения, возникшие в государствах Древнего Востока (Индия, Китай, Вавилон, Египет) и Греции, которые несут в себе зарождение элементов и идей нейролингвистического программирования. Приведем несколько примеров возникновения
«НЛП».
Доктрина Отношение к «НЛП» Элементы «НЛП»
Буддизм Положительное Этапы восьмеричного пути
Конфуцианство Положительное Нравственное воспитание человека
Мыслители Древнего Востока были убеждены, что истина многогранна и не может быть выражена полностью - различные воззрения на нее проявляют лишь отдельные ее стороны, демонстрируя различные пути к совершенству. Такие мысли вполне в духе современных трактовок НЛП.
Главная особенность древневосточной философии состояла в акценте на исследования внутреннего мира человека и возможных воздействиях на него. В индийском идеализме буддизм культивировался в качестве практической деятельности, регламентировавшей буквально каждое действие человека в повседневной жизни2.
Следует отметить, что в буддизме «НЛП» по отношению к массам невозможно, возможно только самопрограммирование. Буддизм - религия, проповедующая избавление от страданий путем достижения «высшего просветления» - нирваны. Под нирваной буддисты понимают состояние полной
2 Бродов В.В. Индийская философия Нового времени. М., 1967.
17
невозмутимости, просветления путем ухода от внешнего мира. Буддистские философы учили: «Нирвана существует, праведный ученик, идущий по правильному пути, с чистым разумом... свободный от чувственных желаний, видит нирвану»3.
Единственная цель буддистской медитации - достижение состояния нирваны - высшей точки буддистского программирования. Идея «НЛП» -самовоспитание, единство тела и духа. Для этого нужно: правильно все выполнять, определить круг личной ответственности, освоить рациональные «научные» знания, быть нравственным во всем и везде, достичь нирваны.
Для управления психологическим состоянием человека индийскими мудрецами была разработана специальная психологическая система - раджа-йога, основной задачей которой стало руководство психической жизнью.
Практические пути совершенствования в буддизме исследованы очень подробно. Это учение о восьми «добродетелях», которые достигаются прохождением благого восьмеричного пути: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение4. Это одно из первых описаний шагов самопрограммирования.
Эмпирически была установлена психологическая закономерность: эффективное программирование организма возможно только при полностью уравновешенной психике5. «КПД» своих методов йога старалась повысить за счет дифференцированного подхода к психическим особенностям людей. Исключительное значение йога придавала технике медитации и аутотренинга6, развитию различных приемов и методов, с помощью которых «дух получал полную власть над материальной оболочкой тела».
Практически эта задача решается выработкой умения сосредотачивать мысль, для чего необходимо выполнить упражнения физиологического ха-
3 Антология мировой философии в 4-х т. Т.1. 4.1. М., 1969. С. 128.
4 Там же. С.118.
5 Философские тексты «Махабхараты». Вып. I. кн.1. Ашхабад, 1977. С. 88.
6 Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., Политиздат, 1989. С. 28.
- Київ+380960830922