Содержание
Введение 2-12
Глава 1. Методология изучения рок-культуры в структуре культуры 13
§ 1. Сущность и статус рок-культуры 13-34
§ 2. Структура рок-культуры 35-96
Глава 2. Социокультурная динамика развития рок-культуры 97
§ 1. Личность в структуре рок-культуры (социологический аспект
проблемы) 97-128
§ 2. Социокультурная динамика рок-группы 129-141
§ 3. Социокультурная динамика феномена рок-культуры 142-161
Заключение 162-164
Список использованной литературы
165-182
Введение
Актуальность проблемы исследования. В середине 1980-х в отечественной прессе появились публикации о рок-музыке, в которых впервые рок-музыка рассматривалась не как элемент буржуазной западной культуры, но как явление российской реальности. Признание существования рок-музыки в России потребовало изучения рок-движения. Целью было выяснение роли рок-музыки в культуре общества. На краткий период (1987-1992 гг.) рок-музыка стала популярным объектом анализа, в исследованиях приняли участие специалисты разного профиля - медики, искусствоведы, психолог и, культурологи, журналисты п прочие. Не остались в стороне и социологи, изучавшие рок-музыку с позиций социологии музыки, как музыкальный жанр, и в то же время рок-музыка признававшие рок-музыку стержнем ряда молодежных субкультур, относя ее, таким образом, в поле социологии молодежи. В те же годы был начат выпуск рок-энциклопедий, в большинстве молодежных журналов появились специальные рубрики. Значительная часть событий общественной жизни рассматривалась в связи с рок-музыкой; за роком признавался мощный преобразовательный заряд, необходимый для трансформации общества.
В 1992-94 гг. отношение к рок-музыке изменилось. Сформировался российский рынок рок-музыки, прошла пора активных социальных преобразований. В новых условиях резко снизился интерес к рок-музыке; большинство исполнителей покинули сцену, пришедшие им на смену не породили такой волны интереса к собственному творчеству. Постепенно рок-музыка оказалась на периферии науки, хотя именно со второй половины 1990 г. стали защищаться диссертации по рок-музыке. Как правило, авторы ссылаются на одни и те же примеры и ситуации, не предлагают, за редким исключением, оригинальных концепций сущности рок-музыки. Можно утверждать, что с 1994-.95 гг. сумма знаний о рок-музыке не изменилась.
Между тем, в последние 10 лет произошли значительные изменения в России и в мире в целом: изменился состав населения, появились новые социальные
о
основываться на индивидуальном слуховом опыте автора. Обыкновенный слушатель М. Попов [291] отслушал несколько тысяч компакт-дисков в стиле "хэви-метал" и написал путеводитель по музыке "хэви-металл", где минимум внимания уделен информации о коллективах, центральной стала попытка выстроить систему ориентиров по принципу сходства и различия.
Основным методом традиционного исследования рок-музыки является контент-анализ. В качестве документов выступают носители музыкальной информации, тексты песен, материалы интервью, пресс-релизы и т.д. [68] Также используется метод наблюдения - в основном, при написании биографий артистов или изучении асоциального поведения молодежи после концертов. Метод опроса оказался практически не задействован, кроме случаев, когда исследовалась аудитория рок-музыки [69, 70. 163). Практически за рамками интересов исследователей осталась группа производителей музыкальной продукции -авторы и исполнители. Намного больше внимания уделялось аудитории рок-музыки и каналам распространения музыкальной информации [70, 118].
Каждый специалист усматривал в рок-музыке явления, имеющие значение прежде всего с позиции его науки. Искусствоведы рассматривали рок-музыку как феномен художественной культуры, пытались соотнести се с остальными видами искусства. Социологи обратили внимание на то, что поклонники рок-музыки образуют очень своеобразные группы общения, отличные от остальных групп по поведения. Философы анализировали категории, позволяющие адекватно описать рок-музыку, сделать ее более понятной и изучаемой. Рок-музыка была рассмотрена с позиций практически всех научных дисциплин, при этом использовались различные методологические подходы. Но цельная картина рока так и не была выработана.
Определений рок-музыки на данный момент насчитывается примерно полтора десятка. Понятие происходит от американского "рок-н-ролл" (качайся и крутись), в английском музыковедении долгое время использовалось другое понятие - "бит-музыка". До конца 1980-х в отечественной пауке понятие "рок-
музыка" вообще не рассматривалось. Его роль выполняли другие, близкие по смыслу понятия ("поп-музыка", "массовая музыка" и т.д.).
"Поп-музыка - ... понятие, обнимающее разнообразные стили, жанры и манеры массового музицирования в капиталистических странах... П.-м. стала явлением культуры, объединившим для нескольких поколений молодежи функции серьезной и легкой музыки во всем разнообразии их форм, жанров и стилей" [120):
"... содержание рока везде и во все времена идентично. Идея его - разрыв всевозможных пут, не позволяющих молодым людям чувствовать себя "в своей тарелке", ограничивающих свободу действия. В разное время в разных странах эти путы различны, но идея избавления от них заложена в роке всегда" [92];
"Рок-музыка - совокупность течений поп-музыки 2-й пол(овины] 20 в., социально объединенных принадлежностью к молодежной субкультуре. Возникла на основе соединения коммерческого джаза со шлягером. Впитала также отдельные черты песенно-танцевальных и инструментальных жанров неевропейских культур, электронной и конкретной музыки. Отзывается на широкий круг тем - от мифологических и эротических до политического призыва и социальной сатиры" [11):
"Рок-музыка (рок) - главная ветвь поп-музыки... Термин "рок-музыка" ... утвердился только в конце 1960-х годов, когда стала очевидной социальная роль и определенная альтернативная направленность молодежного музыкального движения... Говорить о музыкальной специфике рок-музыки, пожалуй, нет смысла, поскольку отдельные ее направления зачастую не имеют ничего общего ни друг с другом, ни с изначальным рок-н-роллом. Рок - социокультурное явление. Эго. с одной стороны, рупор молодежи, музыкальный эквивалент раздирающих ее противоречивых настроений ... с другой стороны, рок - и один из инструментов шоу-бизнеса, призванный, как н все прочие, развлекать, отвлекать и приносит ь доходы" 11921:
"Рок - это образ мысли, позиция человека" (611;
- Київ+380960830922