1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................... 3
ГЛАВА I. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ СОЦИОЛОГИИ.............................. 15
1.1. Теоретико-методологические основы социологического анализа ценностей и ценностных ориентаций специалистов по социальной работе................................................. 15
1.2. Социальная работа как социокультурное явление..... 54
ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 94
2.1. Структура и содержание ценностных ориентаций специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях............................................... 94
2.2. Субъективная реальность социальной работы: результаты
эмпирическог о исследования............................ 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................. 172
ЛИТЕРАТУРА............................................. 178
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................. 192
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное российское общество определяется сложностью и противоречивостью его духовного состояния. Социально-экономические процессы, связанные с задачами модернизации страны, создают новые социокультурные условия жизни ее граждан. В таких условиях многократно возрастает роль социальной работы в обществе. Актуальность обращения к проблематике социальной работы в современных социокультурных условиях развития российского общества обусловлена рядом причин.
Во-первых, в период модернизации всех систем российского общества, экономических трудностей и социальных преобразований, следствием которых является появление все новых групп населения, нуждающихся в поддержке и помощи государства, социальная работа остается востребованной сферой профессиональной деятельности, так как социальная политика любого государства опирается в решении своих задач на институт социальной работы.
Во-вторых, институциализация социальной работы проходит в условиях, связанных с особой социокультурной ситуацией реформирования российского общества и новыми приоритетами развития страны: возрождением духовности, реализацией в обществе принципов гуманизма и справедливости, свободы и равенства. Ведущей функцией института социальной работы в новых условиях является гуманизация общественных отношений, восстановление духовнонравственного потенциала каждого человека в отдельности и общества в целом.
В-третьих, ценным для развития социальной работы является соотношение социокультурных условий современного российского общества и этнокультурных традиций социальной работы в России. Каждый новый социокультурный этап в развитии российского общества определяет качественно новый уровень социальной работы с сохранением ментального ядра социальной помощи в России.
В-четвертых, социальная работа в своей основе содержит систему профессиональных ценностей. Профессионально-этический кодекс социальной
3
критерии оценки реальных явлений. В этом значении ценности - это мотиваторы действий.
Н. Луман, например, определяет ценность как точку зрения, выделяющуюся как наиболее предпочтительную по сравнению с остальными последствиями действия8. Г. Риккерт считает ценности самостоятельными единицами, не относимыми ни к области объектов, ни к области субъектов9.
О. Г. Дробницкий пишет, что ценности это не свойства вещей как таковые, а отношения между людьми, кристаллизуемые в этих предметах10. М. Рокич определяет ценности как «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях» 11.
Ценности - это обобщенные представления людей относительно целей и норм поведения, в которых нашли воплощение исторический опыт и смыслы культуры этнических групп и всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия ,2.
Существует подход, определяющий ценности как отношения к исследуемым параметрам у акторов различных уровней. Акторами могут быть не только отдельные индивиды, но также группы, общности и институты.
Каждая ценность и системы ценностей представлены на уровне индивида и общества. Для каждой социальной группы присуща своя система ценностей, место каждой ценности в се иерархии определяется рядом факторов.
Диссертационное исследование одной из задач видит поиск наиболее оптимального методологического аппарата исследования проблемы ценностей и ценностных ориентаций в социологическом направлении. Существование различных направлений социологической мысли, позволяет нам рассмотреть
8 См.: Luhmann N. The differentiation of society. - N.V. Columbia Iniv. Press., 1982. - C.86
9 См.: Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М.: Республика, 1998. - С.23-24
|1>См.:Дробниикий О.Г. Мир оживших предметов. - М., 1968.- С.52
11 C.M.:Rokcach Milton. The nature of human value. N. Y.: Free Press., 1973. - C.5
12 См.: Динамика ценностей населения реформируемой России / Огв. ред. Н. И Лапин, Беляева Л.Л. — М.: Эдиториал УРСС, 1996. -С.З
19
ценности во всем многообразии взглядов и мнений ведущих социологов. Это дополняет наш взгляд на проблему ценностей и создает предпосылки для поиска точек соприкосновения различных теорий. Выделяя социокультурный подход для изучения предмета нашего исследования как базовый, обратимся и к другим направлениям социологического знания о понятии «ценность».
Рассмотрим роль ценности в жизни общества с позиции структурного функционализма. С точки зрения данного направления ценности регулируют реальное поведение личности и связывают его с системой социальных значений, таким образом, реализуется нормативная функция ценностей. Структурный функционализм предполагает, что в обществе существует ценностно-нормативный механизм социальной регуляции, а ценностное сознание И1рает важную роль в социальной организации общества.
«Социальные явления осуществляются только людьми, они являются продуктами человеческой деятельности. Они ничто иное, как осуществление присущих нам идей, врожденных или нет, не что иное, как применение их к различным обстоятельствам, сопровождающим отношения людей между собой»13. Общество может находиться в состоянии аномии -рассогласованности ценностного типа, расшатывания базовых ценностей, нравственных норм и идеалов, смешения законного и незаконного14.
Ценности - это часть жизненного мира или мира повседневности. Ценности образуют интерсубъективный мир, в котором люди выступают, с одной стороны, в качестве созидателей социальной реальности, а с другой стороны, сдерживаются ранее образовавшимися социальными и культурными структурами, созданными их предками15.
Через термин «коллективные представления», введенный Э. Дюркгеймом, прослеживается роль ценностного аспекта социальной регуляции, взаимосвязь социального и ценного. Ценности и нормы - это две стороны одной медали, социальные нормы эффективны, если они опираются не на внешнее
13 См.: Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения //в кн: Эмиль Дюркгейм. Социология. Не предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995. - С.299
14 См.: Дюркгейм Э.О разделении труда. - М., 1998. - С.41
15 См.: Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб.: Питер, 2002. - С.92
20
- Київ+380960830922