Ви є тут

Социокультурный компонент правоохранительной деятельности в современной России

Автор: 
Асеев Петр Валентинович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271219
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ........................................................... 3
Глава 1. Понятийно-концептуальный аппарат и методоло-
гии выделения социокультурного содержания в правоохранительной деятельности................ 13
1.1. Понятие «правовая культура» в теории правоохранительной деятельности.................................... 13
1.2. Актуализация концептов культуры и правосознания .... 33
1.3. Проблема соотношения «правовой культуры» и профессиональной ответственности в правоохранительной деятельности....................................... 55
Глава 2. Социокультурный компонент - фактор эффектив-
ности правоохранительной деятельности в современной России ....................................... 77
2.1. Коммуникативная совместимость в системе правоохранительной деятельности как социокультурный индикатор ............................................... 77
2.2. Социокультурная компетенция кадров правоохранительных органов в работе с населением.................. 99
2.3. Уровень социокультурной подготовки кадрового состава правоохранительных органов как условие общественного порядка и безопасности................... 120
Заключение ................................................... 138
Литература ................................................... 141
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуалыюсть темы. Правоохранительная деятельность - чрезвычайно важный вид государственной и общественной практики, обретающий в новом столетии новые ориентиры и тактик)'. В условиях государственного устройства правоохранительная деятельность подлежит институционализации и включению в структуру власти, ибо государство как ор-ган легитимного принуждения стремится сохранить и поддержать общественный порядок и жизнеспособность страны. Но характер правоохранительной деятельности, принципы ее организации и осуществления меняются вместе с изменением социально-политического строя и под влиянием процессов общецивилизационного и социокультурного свойства.
В постсоветской России правоохранительная деяшльность претерпевает радикальные изменения, связанные с демократизацией общественной жизни и создаштем правового общества, развитием либерально-рыночных отношений и их правовым оформлением, глобати-зацией и интеграцией современной жизни. Радикальность этих изменений в правоохранительной деятельности проявляется в новой направлении - защите и охране прав и основных свобод человека. В связи с этим расширяется ее субъектный состав. Он выходит за пределы уполномоченных государством правоохранительных органов и распространяется на всех участников общественной жизни. Другим итшовационным моментом правоохранительной деятельности становится ее функционально-процедурных характер, использование юридических мер воздействия и специальных процедур, база и 1тределы которых законодательно закреплены. Такая новая организация правоохранительной деятельности продиктована демократическим принципов разделения властей и особой специализацией судебной системы, которая переориентирует свои правоприменительные функции на правоохранительные.
Эффективность нравоохранитс.тьной деягслыюсти обусловливается как правовой политикой российского государства, так и социокультурным состоянием общества, его субъектов, рядовых граждан, их связей и отношений.
Российское государство, объявив курс на построение правового общества, тем самым, «подписало» конвенцию общецивилизационного уровня и международного масштаба, которая обязывает главного субъекта законотворчества и законоисполнения обсспстшвать граждан равными и неотчуждаемыми правами, создавать условия правовой защищенности и гарантий участия граждан в управлении обществом и государством. Таким образом, декларируемая постсоветским государством правовая политика сориентирована на определенные
14
пускается, что тождество право и закона не абсолютно, имеет свои социально-исторические, политико-экономические корреляты. Обусловленность происхождения и использования права законодательной властью, возникновением и развитием государства, а также социокультурная миссии государства в формироватш человеческих качеств и, в частности, в становлении права как универсального регулятора общественных и индивидуальных связей -таковы в общем виде достижения этого подхода.
Создатели другого подхода (его основанием в разное время и у разных авторов становились разли'шые абстрагированные объекты - разум, цешюсти, «коллективное сознание» и др., поэтому в нашем анализе мы условно назовем его абстрактно-рациональный) связывали право с сущностью человека, «естественными» требованиями его бытия. Доводы в пользу «естественного» право, априорных оснований «человека вообще», впоследствии получили продолжение и связывались с понятием позитивного права. Генезис позитивного права, и в этом случае государства, выводили из естественно-правовых основ и рассматривали как эволюционный процесс, складывавшийся под воздействием эксграсубьекшвиых факторов, но обретавший свою сил}' лишь при наттшии активно действующего субъекта. Разведение права и закона, представление об эволюции правовой сферы как разворачивании человеческой свободы и рациональной справедпивосги, о связи права е историко-культурным контекстом стати главными принципами предегавителей второго подхода
Основные подходы в понятии права получали свое дальнейшее развитие и дополнительную интерпретацию в разных дисциплинарных аспектах. Не углубляясь в их различия и особенности, укажем на три доминирующих концепции: нормативную, социологическую и естественно-правовую (нравственную). Они выделяются и анализируются многими историками и теоретиками права, применительно к современным обстоятельствам ггх обобщил, в частности, отечественный автор О.Э. Лейст1.
Нормативная точка зрения в теоретическом плане использует выводы позитивного подхода, и в ней право есть нормы, изложенные в законах и других нормативных актах конкретного государственного образования или социального сообщества. С таким понятием права обычно работают практики и теоретики юриспруденции, обращая внимание на процессы законотворчества, лег ализации и легитимации правовых установлений под эгидой и контролем государства.
1 Лейст О.Э. Три концепции права // Государство и право. 1991. № 12. С.З.
15
Социологическая концепция в понятии права апеллирует к массовому правосознанию, и в ней право выступает порядком общественных отношений в действиях и поведении людей. В социологических исследованиях предметным полем становится по преимуществу право, основанное на законе, а также степень его защищенносги государством через посредство системы принуждения и контроля. В обосновании этой концепции права используются как принципы позитивного, так и принципы абстрактно-рационального подхода.
Естественно-правовая, или нравственная позиция, в основном, ориентируется на абстрактно-рациональные принципы, прежде всего, принцип правового (формального) равенства и отстаивает право как сферу обретения свободы и справедливости.
По справедливому замечанию О.Э. Лейст, «любое понимание права столь же верно, сколько и уязвимо. Нормативное понимание права ведет к отождествлению права и текстов, открывая тем самым возможность для подмены юридических норм призывами, декларациями, лозунгами, бессодержательными дефинициями. Нравственное понимание способно принять и выдать за право содержащиеся в общественном, групповом, индивидуальном сознании разнообразные и противоречивые представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, похвальном и постыдном, моральном и аморальном. Наконец, социологическое понимание права, отождествляя право и правопорядок, порождает представление о праве как о любом порядке, заменяя право общераспространенной практикой, «обычностью», «общепринятостью», целесообразностью и эффективностью»1.
Согласимся и с другим наблюдением 03. Лейст: «Существование трех концепций права и дискуссия по этому вопросу - признак и отражение не только зрелого правоведения, но и развитого правосознания гражданского общества, стройной системы законов и других источников права, обширной и стабильной судебной и иной юридической практики»2.
Действительно, в современном обществе привычку видеть в праве «государеву волю» или некий априорный императив все более теснит представление объективно существующих мер юридического воздействия в отношении автономных и формально равных субъектов.
Такое умозрение проистекает из действительного бытия фажданского общества. В нем, используя определения одного из самых убедительных теоретиков фажданского общества Г'.Ф. В. Гегеля, «право противостоит особенному волению и мнению о праве» и значимо
1 Лейст О.Э. Три концепции права //Государство и право. 1991. № 12. С.7.
2 Там же. С.8