Ви є тут

Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования

Автор: 
Реутов Николай Николаевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Артикул:
193354
179 грн
Додати в кошик

Вміст

SU
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...............................15
§ 1. Методологические подходы к анализу понятия «интеграция» и ее особенностей в образовательной сфере.....................15
§ 2. Интерпретации светского, религиозного и конфессионально-ориентированного образования.............................23
§ 3. Социокультурные основания интеграции светского и религиозного образования..............................................38
ГЛАВА И. СОСТОЯНИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ....................48
§ 1. Социально-психологические основания интеграции светского и религиозного образования.................................48
§ 2. Нормативно-правовые основания интеграции светского и религиозного образования.................................67
§ 3. Организационно-педагогические основания интеграции светского и религиозного образования...............................76
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИИ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...............91
§ 1. Использование мирового опыта изучения религии в светской школе....................................................91
§ 2. Основные направления регулирования процесса интеграции знаний о религии в светскую школу (на примере Белгородской области).................................................97
§ 3. Место социокультурных факторов в оптимальной модели реализации конфессионально-ориентированного образования.119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................129
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................133
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................162
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изменения на социокультурном пространстве средней школы, происходящие в последние годы радикальных перемен, освещены новыми экономическими, политическими и культурными ценностями современного российского общества. Социальные инновации в образовательной сфере привлекают внимание исследователей, отдельных социальных групп и общества в целом, так как затрагивают базовые пласты культуры, реализуемые в образовательном процессе, создают ценности, транслируемые в сознание молодежи, выполняют важную роль в реализации сверхзадачи культуры - организации духовной жизни общества. В условиях трансформаций в образовательной деятельности общество разделилось на сторонников и противников перемен. В контексте обозначенной проблемы особую значимость приобретает социологический анализ реализуемой практики интеграции светского и религиозного образования, во многом инициированный государством.
С одной стороны, такое взаимодействие соответствует либеральному плюрализму культурных ценностей, идей и интересов. Религиозная картина мира является одним из пластов культуры, хотя оценивается традиционно как оппозиционная научному объективированному знанию. Одновременно результаты социологических исследований выявляют наличие устойчивого интереса у людей, представляющих значительный сегмент российского общества, к религии как институту культуры, транслирующему национальные духовные ценности и архетипы. Наблюдается приобщение заметной части общества к различным религиозным вероучениям и, в особенности, - рост положительного отношения населения к традиционным религиозным институтам. Эго формирует потребность у социальных групп, ориентированных на ценности религиозной картины мира, в более глубоком и дифференцированном знании религии, основу которого составляет образовательное знание.
одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы наряду с адаптацией, достижением цели и сохранением ценностных образцов. Т. Парсонсом в контексте четырех-функциональной парадигмы рассмотрения социальных систем введены в научный оборот понятия нормативной и ценностной интеграции, доказано, что функция социальной интеграции обеспечивается деятельностью социализированных подсистем1. Согласно взглядам Т. Парсонса, центральный фокус процесса социальной интеграции как органичной части социализации состоит в интернализации культуры того общества, где родился индивид, который «вбирает» в себя общие ценности (аксиологические паттерны) в процессе общения со «значимыми другими», или, по П. Бергеру и Т. Лукману, перенимает их от «другого»2.
В результате этого следование общезначимым нормативным стандартам становится частью мотивационной структуры индивида, его потребностью. Данный процесс хорошо представлен Дж. Г. Мидом: «...индивид должен ввести в езое индивидуальное сознание социальный процесс в форме принятия установки других индивидов по отношению к нему и друг другу, а также принять их установки но отношению к социальной деятельности, а затем действовать в направлении всеобщего социального процесса»3. Следовательно, развитие и жизнедеятельность личности, прежде всего, совершается в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы, в ходе совместной деятельности, в процессе межличностного взаимодействия. При этом явление иитерперсонального взаимодействия, по мнению П. Сорокина, дано тогда, когда психическое состояние или внешнее поведение (или их совокупность) могут рассматриваться как функция существования и состояния другого или других индивидов. Взятое в целом, явление взаимодействия представляет определенную систему, где в рамках процесса взаимодействия существует тесная функциональная связь между центрами интерак-
1 См.: 1 lapcoiic Т. Система современных обществ / Под ред. М.С. Ковалевой. - М., 1998. - С. 15-17.
Парсонс Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль / Под ред.
В.И. Добренькопа. - М., 1996. - С. 474-476; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. -М., 1995.
3 Мид Дж. Г. Азия. Тексты / Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добрснькова. - М., 1996.
- С. 225.
20
ции: поведение или состояние одного из них тотчас же отражается на поведении и состоянии другого, изменения одного (доминирующего в данный момент) индивида определяют (зачастую латентно) изменения в поведении и состоянии его контрагента1. Отсюда единство, высокая степень социальной интеграции возможны только при установлении между индивидами функциональных связей, то есть отношений взаимодействия.
В педагогике интеграция рассматривается как процесс, не подразумевающий еще само объединение: и нигде в мире, ни в одной сфере полного объединения не произошло. Вместе с тем определенная степень развития и постоянного совершенствования интеграционных процессов - необходимое условие общественного прогресса2. По мнению И.В. Метлика, понятие «интеграция» означает: а) состояние гармоничной связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма; б) процесс, ведущий к такому состоянию3.
Таким образом, принципиальным для нашего исследования является оценка интеграции как такого вида социального взаимодействия, которое обслуживает реформирование социальных систем независимо от их масштаба. Интеграционные процессы разворачиваются как в рамках человеческого сообщества, так и в отдельных подсистемах общества. В этом случае развитие интеграции в сфере образования рассматривается как условие оптимизации образовательной системы, приобретающей новое качество и новые потенциальные возможности. И.В. Метлик характеризует исследуемый нами процесс интеграции конфессионально-ориентированного образования в систему светской школы следующим образом: «Включение знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность современной российской светской школы представляет собой объективный социально-педагогический процесс восполнения целостности содержания образования в российских государственных и
1 См.: Сорокин П.Л. Явление взаимодействия как коллективное единство // Система социологии. - В 2 т. -М., 1993.-Т. 2.-С. 12-20.
2 Алферов А. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: Дис. ... д-ра псд. наук. - М., 1997. - С. 5.
3 Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. - М.: Планета-2000,2004. - С. 54.