Оглавление
Введение..................................................................3
Глава 1. Методологические подходы к исследованию девиантного поведения................................................................1 1
1.1. Основные направления изучения девиантного поведения: биологический, психологический, социологический подходы.......11
1.2. Специфика девиантного поведения подростков.....................44
Глава 2. Социальная среда как фактор влияния на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков...............................89
2.1. Влияние школьной среды на формы и уровень проявления подростковых девиаций.........................................89
2.2. Влияние семьи на формы и уровень проявления подростковых девиаций.....................................................124
Заключение...............................................................153
Список использованной литературы.........................................159
Приложения...............................................................171
Введение
Актуальность темы исследования. Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, - эти и другие негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед социологической наукой исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения и его субъектов - девиантной личности (девианта) и асоциальных объединений (криминальных групп, организаций и т.д.).
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе. Изучение влияния семьи и школы на проявление подростковых девиаций позволяет нам лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения как социального фено-
3
В данной классификации нет единых критериев ни для выделения типов отклонений в психическом развитии, ни для различения причин и следствий этих отклонений.
Неврология и нейропсихология рассматривает в качестве причины возникновения девиаций в поведении и развитии, недостаточную сформирован-ность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций.
Широко распространена в США теория опасного состояния, где она именуется клинической криминологией. Эта теория использует теоретически обоснованную комплексную методику клинической работы по предупреждению преступлений. Согласно теории опасного состояния, преступление в ряде случаев возникает на основе предшествующего его совершению определенного психического состояния, предрасполагающего к вступлению в конфликт с социальными нормами. Опасное состояние обычно временно, оно соответствует внутреннему кризису, сменяемому эмоциональным безразличием, вслед за которым приходит эгоцентризм, затем лабильность (неустойчивость), которая вновь может вылиться в кризис. Специалистами осуществляется диагностика эмоционального состояния личности. При этом важную роль играет сопоставление с данными, характеризующими социальную ситуацию, в которой она находится. При оценке ситуации, в частности, учитываются материальные условия, влияние со стороны окружения, наличие психотравмирующих факторов.1
И.Ю. Борисов предлагает теорию «гедонистического риска», определяя его как «особый прием психологического воздействия на потребностную сферу, при котором актуализация потребностей достигается путем создания опасных, угрожающих их удовлетворению ситуаций».2 Целью «гедонистического риска» является получение чрезвычайно сильных, амбивалентных переживаний, возникающих в момент опасности. Таким образом, индивид реализует потребность в риске просто и быстро - провоцируя угрозу своему физическому благополу-
1 См: Матги Л. Криминология и социология отклоняющегося поведения. - Хельсинки. 1994. -С. 103-114.
2 Борисов RIO. Псдаодоппсскис проблемы несовершеннолетних. - М, 1990. - С. 132.
18
чию (например, участвуя в драках) или своей самооценке (для этого необходимо услышать от окружающих «пусковой» вопрос: «А тебе слабо?..»). Эго объясняет многие формы отклоняющегося поведения - особенно те, которые кажутся «немотивированными».
Анализ биологического и психологического подходов, позволяет сделать нам следующий вывод: ученые, придерживающиеся этих двух подходов, пытаются объяснить девиацию природными факторами, психологическими особенностями самой личности. Они акцентируют свое внимание на анатомических, конституциональных, атавистических, дегенеративных особенностях человека, а также на психических состояниях человека, на конфликтах между бессозна-телыгыми влечениями и социальными ограничениями его естественной активности.
Природные предпосылки некоторых особенностей психики, конечно, имеются, но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Для нас эти теории не являются предметом специального изучения, но они важны как элемент для построения общей комплексной теории девиации. Они позволяют более четко выявить собственно социальный срез изучения девиантного поведения. И в реальной профилактике девиаций их учет абсолютно необходим.
Социологический подход. Сущность человека раскрывается в социуме. Личность включается в общественные отношения, отражающие социальную иерархию и определяющие место человека в семье, группе, других общностях. Именно эта сторона личности лежит в основе социологических теорий. Наряду с психологическими и биологическими предпосылками формирования девиантного поведения необходимо выделить и социальные факторы, представленные в теориях аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона, в теории «социальных обручей» Т. Хирши, в культурной теории А. Миллера, Э. Сатерленда, в теории социального научения А. Бандуры, в теории стигматизации Г. Беккера, Р. Харре, в конфликтологической теории О. Тура, Квинни, в синтезированном подходе Н. Смелзера, социально-психологическом подходе С. Линга и Р. Харре. Сторонники социологического подхода ос о- особое внимание уделяют социальным
- Київ+380960830922