Ви є тут

Социокультурная адаптация современной российской молодежи: социологический анализ

Автор: 
Журавлева Светлана Ивановна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2005
Артикул:
193454
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
1.Введение......................................................... 3
Глава I. Теоретические и методологические аспекты анализа социокультурной адаптации молодежи.................................15
1.1. Адаптация и ее исследование в социально-гуманитарных науках 15
1.2. Социокультурная адаптация: проблемы структурирования и классификации......................................................37
1.3. Молодежь в системе социокультурной адаптации..................55
Глава 2. Социокультурная адаптация молодежи в
условиях современной России........................................71
2.1. Особенности адаптационного процесса российской молодежи в современной социокультурной реальности.............................71
2.2. Жизненная позиция молодых людей как результат социокультурной адаптации к современным российским условиям........................94
2.3. Адаптация молодежи с ограниченными
возможностями здоровья: проблемы и возможности их решения.........105
II. Заключение....................................................118
Ш.Библиографнческий список использованной литературы..............122
IV. Приложение
141
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном российском обществе в конце XX - начале XXI веков происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые преобразования, требующие от человека иные образцы поведения, ценности, установки, ориентации и т.д. Переход от государственно-плановой экономики к рыночной, от социалистической демократии к либеральной, от моноидеологии и монокультуры к плюрализму и свободе в духовной сфере общества объективно актуализирует необходимость активного приспособления большинства населения к новым условиям своей жизнедеятельности. В этих условиях возникает потребность в исследовании социокультурной реальности, которая складывается в российском обществе, того ценностного мира российских граждан, который дает возможность им сориентироваться в трансформирующемся обществе и найти «точку отпоры» в современной России. В этой связи проблемы социокультурной адаптации личности начинают приобретать одно из центральных мест в социологии.
Сущностные изменения социально-экономических, политических и духовно-культурных условий жизни предполагают новые адаптационные механизмы. Многие традиционные для советского или российского общества социальные институты перестали существовать или претерпели радикальные изменения, и это привело к иной последовательности способов и процессов адаптации, к иным ее агентам. Важность понимания того, как происходит приспособление людей к новым условиям, каковы механизмы адаптации, имеет не только теоретико-методологическое значение, но и практическое. Общественные преобразования не принесут ожидаемых положительных результатов, если в их основе будут лежать модели поведения и ценности, прямо противоположные тем, которые были характерны для российского общества и, следовательно, потребуют от людей максимальных усилий для приспособления к ним.
сертационного исследования апробированы на межрегиональной научно-практической конференции «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» (Армавир, 2003 г.); августовских педагогических конференциях (Ставрополь, 2003, 2004 г.г.). Результаты диссертации нашли свое отражение в шести публикациях общим объемом в 1,9 пл.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, примечания и библиографического списка использованной литературы, включающего 261 наименование, в том числе 47 - на иностранных языках. Общий объем работы 152 машинописных страниц.
Глава I. Теоретические и методологические аспекты анализа социо-
культурной адаптации молодежи.
1.1. Адаптация и ее исследование в социально-гуманитарных науках.
Проблема адаптации - одна из актуальных междисциплинарных проблем, которая в настоящее время интенсивно исследуется на медикобиологическом, социально-экономическом, психолого-педагогическом и социально-психологическом уровнях.
В истории научной мысли проблема взаимодействия человека и мира всегда была центральной в осмыслении действительности. Необходимость в интегративном фундаментальном учении о человеке и его месте в окружающем его мире возникала в самых разных сферах знаний, что привело к объединению различных теоретико-методологических аспектов в исследовании человека, к возникновению пограничных наук, интегрирующих разнообразные характеристики человеческого бытия, а также к расширению содержания понятий, выработанных сначала в узкой области знаний. К таким понятиям можно отнести и понятие адаптации.
В «Современном словаре иностранных слов» читаем: «Адаптация -1 приспособление строения и функций организмов к изменяющимся условиям существования; 2) физиологическая адаптация - совокупность реакций, обеспечивающих приспособление организма (или его органа) к изменению окружающих условий, например адаптация к высоте; социальная адаптация -процесс активного приспособления личности или социальной группы к изменяющейся социальной среде; 3) сокращение и упрощение печатного текста, чаще всего иноязычного, для изучения языка или для малоподготовленных читателей»1.
Адаптация - понятие, имеющее в науке различное смысловое толкование. В самом общем плане адаптация (позднелатинское adaptation - прила-
1 Современный словарь иностранных слов. - М., 2003. - С.20.