Ви є тут

Досуг учащейся молодежи: состояние и перспективы развития : на материалах г. Орла

Автор: 
Шеховцова Екатерина Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
277548
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Стр.
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ исследования досуга
учащейся молодежи............................................16
1.1. Компаративный анализ исследования досуга и досуговой деятельности в истории.........................................16
1.2. Структура и теоретическая модель социальных характеристик досуга
учащейся молодежи..............................................51
Глава 2. Социологический анализ состояния и перспектив развития досуга учащейся молодежи.......................................74
2.1. Специфика исследования типологии и механизмов повышения досуговой активности учащейся молодежи.........................74
2.2. Итоги эмпирического исследования предпочтений и особенностей досуговой активности учащейся молодежи.........................96
2.3. Пути повышения активности и перспективы развития досуга
учащейся молодежи.............................................150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................158
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ................................162
ПРИЛОЖЕНИЕ А: Структура выборочной совокупности...............183
ПРИЛОЖЕНИЕ Б: Программа социологического исследования 185
ПРИЛОЖЕНИЕ В: Результйты социологического анализа предпочтений
учащейся молодежи в сфере досуга..............................196
ПРИЛОЖЕНИЕ Г: Рекомендации по развитию молодежного досуга.. ..209 ПРИЛОЖЕНИЕ Д: Проект программы «Повышение социальной активности учащейся молодежи в сфере досуга»..................212
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Проблемы исследования и модернизации досуга учащейся молодежи выступают в настоящее время как стратегическая задача общества, способная решить ряд вопросов, направленных на оздоровление и укрепление всех молодежных страт. На сегодняшний день все более очевидной стоит проблема неоднозначности исследования ряда аспектов: множественности и неоднозначности
толкований понятия «досуг», размытости теоретических его рангов, смене государственной социальной организации досуга, происходящей на стыке индустриального и постиндустриального общества. Это ставит перед исследователями целый ряд проблем, а именно, изучения объема качества досугового пространства, ориентации молодежи на пассивные виды деятельности, приобретения досугом ярко выраженной формы потребительского характера, который соседствует с проявлениями девиации, а порой и делинквенции.
Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, по-новому высвечивают позиции воспитания, формирования интеллектуального и творческого потенциала молодых людей. Необходимо отметить, что в ходе ломки старых традиций и зарождения новых тенденций в развитии нашего общества, были преданы забвению важные проблемы воспитания молодежи, развития творческих способностей, духовнонравственного совершенствования.
Складывающаяся и очевидная асимметрия досуга как развлечения и досуга как полноценного развития способностей, потребностей и интересов, не реализованных в ходе профессиональной деятельности, в том числе учебной, являются еще одной составляющей роста актуальности досуга учащейся молодежи. Приоритет развлекательного досуга уже сейчас породил индустрию азартных игр, шоу-технологий, вовлечение молодежи в сферу теневой экономики. Поэтому, представляется очень важным изучение истинной структуры ценностей и поведенческих стереотипов, которыми
20
колхозах и совхозах, организовывали техническую и сельскохозяйственную учебу и т.д.
Социальные потрясения, которые пережило российское общество на протяжении 1917 - 1941 гг., новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения.
В течение 20 - 30-х гг. сфера досуга характеризовалась действием новых тенденций. Получили большее развитие общественные формы досуга.
Досуговая деятельность рабочих и крестьян обогащалась культурным содержанием. Реальным основанием для этого явилось повышение их образованности, чему способствовало введение в стране всеобщего, бесплатного начального образования.
Великая отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для К-ДУ.
Перестройка жизни страны на военный лад коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народнохозяйственных задач военного времени. Основными направлениями деятельности стали: агитационнопропагандистская, оборонно-массовая работа, проведение широкой справочной работы, участие учреждений культуры в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в условиях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки; развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организация отдыха людей в условиях тяжелого труда.
В условиях удлиненного рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации отдыха миллионов людей. Распространенными формами работы учреждений на фронте было проведение бесед на различные темы с использованием наглядных средств - плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок боевых действий.
21
Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы ВОВ, имеет непреходящее значение.
В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях людей, способах проведения ими своего свободного времени.
В структуре досуга населения большое место стали занимать занятия, имеющие целью самообразование, чему в значительной степени способствовало появление в сфере досуга различных образовательных учреждений, увеличилось число людей, занимающихся в свободное время общественной деятельностью.
В период 1946 - 1970 гг. значительно расширилась сеть культурнодосуговых учреждений, в течение этого времени стала развиваться лекционная работа.
Новым явлением было развитие любительского движения. При Дворцах, Домах культуры, клубах стали создаваться устойчивые группы людей, объединенных общим интересом к какому-либо виду деятельности.
Среди молодежи началось движение за создание молодежных клубов, вызванных к жизни VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов и Всесоюзным фестивалем советской молодежи.
В конце 50-х гг. в сфере досуга возродилась такая форма самообразования, как народные университеты.
Роль организаторов досуговых мероприятий брали на себя профсоюзные, комсомольские организации, органы общественного самоуправления. Приметой времени явилось возрастание значимости семейного досуга. Структурные изменения в системе культурно-досуговых учреждений в определенной мере