СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................3
Глава 1. Концептуальные подходы к личности инвалида в обществе.....................................................14
§1. Инвалид в обществе: исторический и методологический
аспект.......................................................14
§2. Социокультурный анализ процесса социализации инвалида в обществе.....................................................30
§3. Специфика решения проблем инвалидов в РФ.................43
Глава 2. Социокультурная модель трудовой позиции инвалида в современном обществе.........................................58
§ 1. Анализ моделей трудовых идентификаций личности
инвалида.....................................................58
§2. Основные объективные и субъективные условия изменения модели трудовой позиции инвалида....................................67
§3. Активная социально-трудовая позиция инвалида.............74
Заключение...................................................83
Библиография.................................................86
Приложения...................................................102
3
ВВЕДЕНИЕ
Ключевой ценностью любого демократического общества является личность. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как к высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Изменяющееся российское общество нуждается в активной, полноценной личности, поскольку только такая личность способна эффективно решить комплекс сложных социальных задач. При этом в каждом обществе присутствует определенный слой людей, не участвующий в полноценном выполнении всех социальных функций.
Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды. Их число в мире значительно и продолжает расти. Причины и следствия инвалидности в разных странах различны. Эти различия объясняются разными социально-экономическими условиями и разными мерами государств но обеспечению благосостояния своих граждан. Проводимая в настоящее время социокультурная политика в отношении инвалидов — результат развития общества в течение последних двухсот лет.
Однако инвалидность имеет много характерных для нее черт, которые повлияли на условия жизни инвалидов. Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх — вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции.
Изменение самоидентификации личности инвалида в сторону активной жизненной позиции, создает условия для поддержания у инвалида оптимального психологического
состояния, представит каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их.
10
проблемы, но и существующими экономическими, культурными ресурсами общества, а также важна позиция самого инвалида.
Социальная политика в отношении инвалидов во многих странах в том числе и в России, не может не вызывать критики. Причина такого явления в том, что содержание законов и программ реабилитации лиц с ограниченной жизнедеятельностью зачастую ориентировано на предоставление им исключительных привилегий, применение сверхзатратных технологий реализации указанных программ, что, в конечном счете, приводит не только к невозможности их выполнения, но и к развитию у инвалида пассивно - иждивенческих жизненных ориентации, а также к дискредитации государственной политики работы с инвалидами в целом.
2. «Социализация инвалида» понимается в диссертационном исследовании как многоаспектное социально-личностное изменение, совокупность целенаправленных общественных и управляемых волевых психических процессов индивида с ограниченной жизнедеятельностью, рассматриваемых в совокупности с его социальными действиями, в результате которых сфера его жизнедеятельности существенно расширяется. Процесс социализации инвалидов является диалектическим единством воздействий на индивида социальной среды в целом, деятельности общественных институтов и специализированных организаций, групп, отдельных индивидов и их собственных действий, в результате которых данная группа лиц определяет свое место в социальной структуре общества, активно включается в социальные отношения, осознавая их личную значимость.
3. В России сложилась патерналистская ориентация политики в отношении инвалидов. Она предполагает признание, и даже укрепление обособленности этой категории населения. Ее следствием стали в большей степени сегрегационные, нежели интегративно- адаптационные процессы, и, таким образом, она скорее привела к маргинализации инвалидов, чем к
включению их в полноценные социокультурные отношения. В то же время, патернализм не только не стимулировал, но в значительной степени гасил социокультурную активность самих инвалидов. В результате у них обнаруживались иждивенческие привычки, мешающие активной культурной социализации и самообеспечению.
4. Социокультурные аспекты государственной политики в отношении инвалидов оказались не проработанными. Без внимания остались вопросы культурной компетентности, включенные в стандартную сеть социокультурной коммуникации, приобретения навыков социальнополезной культурной активности, организации социализующего досуга и т.п. Стиль осуществления политики в отношении инвалидов был в основном демонстративным. Многие из принимаемых решений до сих пор остаются просто декларациями. Проводимые под их влиянием мероприятия обычно отличаются поспешностью, конъюнктурно™, носят характер разовых кампаний и более ориентированы на отчетность, чем на решение жизненных проблем инвалидов.
5. Кризис идентификаций, в том числе трудовой, при инвалидности автоматически порождает крушение социально-культурных ценностей, с ними связанных. То есть, если социально-культурных ценности связаны в большей степени не с внутренним духовным опытом, а с соответствующей идентификацией, то наступит почти полный социально-культурный вакуум.
6. Общество, которое не в состоянии обеспечить процесс самореализации инвалидов, ставит себя в условия постепенного угнетения таких своих функций как: а) способность к адаптации, то есть приспособление к изменившимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей; б) целеориентация, то есть постановка основных своих целей и задач и поддержание процесса их достижения; в) сохранение устойчивости на основе общих норм и ценностей, усваиваемых
- Київ+380960830922