Ви є тут

Социальная культура студентов как показатель эффективности и качества высшего образования в современном сибирском регионе : на материале социологических исследований в Алтайском крае

Автор: 
Замятина Ольга Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
277109
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение...................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы характеристики социальной культуры студентов как показателя эффективности и качества высшего образования в современном российском регионе.............................. 14
1.1 Теоретико-методологические подходы к определению
понятия «социальная эффективность образования в регионе»... 14
1.2 Социальная культура личности как квалитологическое основание эффективности высшего образования в регионе 38
1.3 Критерии оценки социальной эффективности и качества высшего образования на основе определения уровня социальной культуры студентов.............................. 51
1.4 Методика и техника прикладного социологического
исследования социальной культуры студентов.................62
Глава II. Социологический анализ социальной культуры студенчества как показателя эффективности и качества высшего образования в современном сибирском регионе 71
2.1 Факторы формирования социальной культуры
студенчества в сибирском регионе...........................71
2.2 Специфика социальной культуры студентов государственных и негосударственных вузов Алтайского
края....................................................... 80
2.3 Особенности социальной культуры студентов гуманитарных и естественных факультетов вузов Алтайского края..................................................... 107
2.4 Динамика социальной культуры студентов в процессе обучения в вузе.......................................... 132
Заключение..................................................156
Список литературы........................................... 166
Приложения.................................................. 187
Актуальность темы исследования
В начале XXI века по мере вступления общества в информационную эпоху возросло значение образования. Оно становится ведущим фактором общественного развития. Уровень образованности и интеллекта - это важнейшие составляющие национального богатства. Российская система образования успешно конкурирует с системами образования других стран. Отечественное образование остается фактором международного престижа России как страны, обладающей высоким уровнем развития культуры и науки.
На рубеже ХХ-ХХ1 веков приобрели актуальность общецивилизационные проблемы. С ними столкнулось и российское образование. В частности, обострились проблемы функциональной грамотности, непрерывности образования. В связи с этим в современном российском обществе решение вопроса социальной эффективности и качества образования становится определяющим для успешного ведения образовательной и культурной политики.
Выявление оснований социальной эффективности и качества образования, рассмотрение ее многообразных аспектов имеет большое значение для определения приоритетов в планировании, управлении, в разработке практических мер по совершенствованию системы образования.
Эффективность и качество образования характеризуются направленностью на будущее. Эта особенность обусловлена спецификой социализации личности в системе высшего образования. Сформироваиность социальной культуры молодого специалиста в процессе обучения во многом определяет как его личную жизненную стратегию, так и характер социальных отношений в целом. В современном высшем образовании протекают модернизационные процессы, направленные на реализацию
обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возникает вместе с обществом, с развитием труда,
мышления, языка. С этих позиций важной составляющей эффективности образования является включенность человека в социальный институт образования в рамках традиционной культуры.
Вторая революция в образовании представляет качественный
скачок от неинституциональных систем социализации к институциональным. Это означает появление организаций,
специализирующихся на выполнении функций наследования
культуры и передачи информации от поколения к поколению. В результате эффективность учебного и педагогического труда резко возросла, поскольку теперь педагог гораздо успешнее мог передавать ученикам значительно усложнившуюся информацию. В этот период появляются педагоги - профессионалы и особый механизм - институт образования.
Третья революция в образовании - это переход к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской - в университетах. Применение этих систем обеспечивало организационную четкость и упорядоченность педагогического процесса, систематический характер обучения, непосредственное идейно-эмоциональное воздействие педагога на большую часть учащихся, порождало соревнование среди учеников за успехи в учебе. Лекционный метод обучения позволял передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Дополняемый семинарскими занятиями, он обеспечивал обратную связь между преподавателями и учащимися. В результате эффективность образования повысилась в десятки раз, значительно снизилась стоимость обучения, повысились его доступность, охват им населения. Исходя из этого, в оценку социальной эффективности образования включают методы, формы обучения.
Четвертая революция в образовании связана с математизацией и технизацией содержания образования. С машинным производством происходят глубокие качественные изменения в образовании. Определяющее значение приобретает распространение
естественнонаучных знаний, снижается гуманистическая роль образования, на первый план выходит функция профессионализации, важна связь образования с рынком труда, занятости. С этой точки зрения оценивать социальную эффективность образования только наличием профессиональных качеств нельзя, необходимо обратить внимание на культуру человека.
По мнению Борисовой Л.Г., Колесникова Л.Ф., Турченко В.Н., сегодня мировое сообщество идет к пятой революции в образовании, которая должна обеспечить соединение производительного труда с обучением, производства со школой, интеграцию учебной и науч -но - поисковой деятельности как необходимых условий реализации гуманистических идеалов. Ее итогом будет резкое увеличение социальной, педагогической и экономической эффективности функционирования системы образования. Исходя из этого, культура должна формироваться в системе.
Осипов А.М. считает, что «образование является, во-первых, относительно самостоятельной подсистемой общественной жизни, обладающей сложной совокупностью взаимосвязанных внутренних структур (насыщенных социальными отношениями), и, во-вторых, социальным институтом, выполняющим ряд функций (то есть объективных и устойчивых по характеру воздействий) в отношении общества и его отдельных подсистем » [124, с. 132]. Следовательно, социальную эффективность образования необходимо оценивать как эффективность подсистемы общественной жизни, результат ее функционирования и развития.