Ви є тут

Социосемиотические основы молодежной субкультуры

Автор: 
Ерохина Наталия Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193740
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
1У Введение.............................................................. 3
Глава 1. Семиотический аспект социологического изучения культуры
О 1.1. Культура как социосемиотическая система........................ 14
1.2. Мир знаков, символов, артефактов в социально-гуманитарных теориях XIX —XX веков............................................... 33
Глава 2. Семиотика молодежной субкультуры: социологический аспект
2.1. Социосемиотический подход в интерпретации субкультуры 54
2.2. Социосемиотическое изучение феноменов молодежных субкультур
Ф и субкультурных практик.............................................. 68
Глава 3. Социологическое исследование повседневного взаимодействия в молодежной субкультуре
3.1. Вербальная и невербальная коммуникация в молодежной среде.. 86
3.2. Символическое кодирование повседневности в студенческой
субкультуре: опыт эмпирического исследования....................... 101
Заключение......................................................... 123
Список используемых источников..................................... 129
Приложение №1...................................................... 147
Приложение №2...................................................... 150
*
2
Введение
Актуальность темы исследования. Социосемиотическое пространство молодежной субкультуры, заложенное в понимании картины мира, формируется вокруг определенных норм, ценностей, моделей социального взаимодействия, символов, стереотипов, языка, этикета, моды. Интегрируясь, они создают особое социокультурное поле, в котором молодой человек вырабатывает собственные правила социального поведения и самоорганизации на основе доступных ему языков, кодов и текстов как культурного ядра в целом, так и собственно молодежной субкультуры. Их восприятие и понимание определяют положение современного представителя молодежи в поле культурных смыслов, а через них и его возможности как члена общества.
Молодежь как носитель определенной субкультуры обладает своеобразной системой знаково-символьного восприятия действительности, на основании которого она предпочитает воспринимать социокультурные процессы и создавать свой пласт культуры, проявляющийся через дихотомию доминирующих и оппозиционных социальных артефактов.
Социологическое исследование семиотики молодежной субкультуры, повседневного взаимодействия основных носителей ее норм и ценностей позволяет вернуться к классическому парсонсовскому пониманию молодежной культуры как необходимой реальности, требующей детального изучения. Социосемиотическое исследование молодежной субкультуры дает возможность получить новый пласт знаний о вербальной и невербальной коммуникации в молодежной среде, способах социально-символического кодирования повседневности, что способствует формированию устойчивых моделей взаимодействия молодых людей друг с другом и со взрослыми, активной социальной позиции молодежи как одной из самых креативных социальных
Глава 1. Семиотический аспект социологического изучения культуры
1.1. Культура как социосемиотическая система
Культура - одно из фундаментальных научных понятий социальногуманитарного знания. Оно характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни и составляет их общую основу.
Социосемиотический смысл этого понятия возник значительно раньше его лингвистического выражения. Существовавшие в древних цивилизациях Китая понятие «жень» и Индии - «дхарма» уже подразумевали не только целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу: они включали также и воспитание, и обучение самого человека.1
Философы древней Греции видели в «пайдейе», т.е. «воспитанности», которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от «некультурных» варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впитав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое представление о культуре. Именно к этой эпохе можно отнести первую попытку научного толкования культуры, приписываемую древнеримскому философу Цицерону, который применил «сельскохозяйственное значение» к человеческой душе: «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая, - отмечал Цицерон, - так и душа. Возделывание души — философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет душу к принятию посева и вверяет ей, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай»/
Слово «культура» в качестве исходного имеет латинское «сикига», происходившее от «со1еге». Последнее имело множество значений:
1 Кузнецов В. Философия. - М., 2004.-С. 151.
2 Асоян Ю. Открытие идеи культуры. - М., 2000. - С.24-25.
14
населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать и т.д.1 Иначе говоря, это слово означало целенаправленное воздействие человека на природу, изменение природы в интересах человека.
В эпоху Средневековья засилье теологии и схоластики в Европе не позволяло ставить проблему изучения культуры как важнейшего качественного признака человеческого бытия. Сам процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека целиком отдавался в удел Бога. Процесс творческого подъема отождествлялся то с проявлением Божьей милости, то с кознями дьявола.2
Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию культуры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. В этот период волна географических экспансий привела к обострению интереса людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов, образа жизни с теми, что свойственны другим странам.
Так, например, итальянский мыслитель Дж.Вико (1668-1744) понимал культуру (гуманитас) не только как образование и просвещение, но и как начало, формирующее национальный мир в его целостности и единстве. Для Вико мир культуры — мир наций-народов.
Первоначальное определение культуры в научной литературе было дано Э.Тайлором в первых строках «Первобытной культуры» (1871): «Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и др., способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества».4
Тайлоровская концепция культуры царила в науке в течение нескольких десятилетий. Еще в 1920 г. Р.Лоуи открывал свой труд «Первобытное общество» цитатой «знаменитого тайлоровского определения». Однако в последующие десятилетия число концепций и
1 Ионии Л. Социология культуры. - М., 1998. - С.9-12.
2 Асояи Ю. Открытие идеи культуры. - М., 2000. - С.35.
3 Орлова Э. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994. -С. 18-20.
4 Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989. - С.21.
15