Ви є тут

Качество образования как социологическая проблема

Автор: 
Кощеева Ирина Константиновна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193606
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАЧЕСТВА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ................................15
1.1. Понятийный анализ качества образования...............15
1.2. Специфика социологического подхода к образованию
и его качеству............................................44
ГЛАВА II. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В
НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
КАК ПРЕДМЕТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ....................75
2.1. Качество образования: содержание, процесс, результат.75
2.2. Проблема качества образования в негосударственном вузе сквозь призму потребностно-мотивационных характеристик студентов..................................108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................134
ЛИТЕРАТУРА
139
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. XXI век заявил о себе резким ускорением исторического времени, повышением темпов общественных перемен, глобализацией и универсализацией экономической, политической и культурной жизни, беспрецедентным возрастанием роли информации и информационных технологий в общественном развитии. Реформирование главных социальных институтов - экономических, политических, науки, культуры, здравоохранения, семьи, образования и др., связанных с реализацией основополагающих потребностей человека и общества, ведет к изменению качества жизни - главного комплексного показателя, характеризующего развитие стран и народов.
В сложной структуре взаимосвязей, взаимовлияний, взаимообусловленностей всех элементов, выражающих системноцелостную природу качества жизни, качеству образования как основе саморазвития человечества отводится особая роль в обеспечении жизнедеятельности и жизнеспособности общества. Речь идет о качестве образования во всех его подсистемах и на всех уровнях.
Развитие информационной инфраструктуры дает человеку громадные преимущества: возможность сжатой во времени переработки больших массивов информации, практически мгновенной коммуникации в пределах земного шара, глобальной автоматизации и информатизации производства и т.п. Все это предопределило повышение спроса на высокообразованных специалистов и постановку проблемы качества образования как одной из наиболее значимых для современного общества.
Особое значение приобретает проблема качества высшего образования, поскольку ее решение прямо связано с подготовкой специалистов и формированием рынков труда. Высшее образование
ренции Гуманитарного университета "Проблемы глобализации в современном обществе" (г. Екатеринбург, май 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции "Негосударственные высшие образовательные учреждения: опыт, проблемы, перспективы" (г. Екатеринбург, ноябрь 2002 г.), Совещании проректоров по учебной работе вузов Российской Федерации (г. Москва, январь 2003 г.), V Всероссийской конференции "Возрождение России: общество -управление - образование - молодежь - культура" (г. Екатеринбург, март 2003 г.), VI ежегодной межвузовской научно-практической конференции Гуманитарного университета "Коллизии свободы в постиндустриальном обществе" (г. Екатеринбург, май 2003 г.).
Результаты исследований нашли отражение в 10 публикациях автора.
14
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАЧЕСТВА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

1.1. Понятийный анализ качества образования
В наше время проблема качества как универсальная проблема находится в центре внимания всего мира. Во всех сферах общества говорят о качестве: о контроле, обеспечении и гарантии качества, об оценке качества, об управлении качеством и т.д. Говорят о качестве в сферах промышленного и сельскохозяйственного производства, бытового обслуживания, здравоохранения, имея в виду качество самого процесса труда, его результатов, товаров, услуг и т.д. Не является исключением в этом плане и образование. Ведутся многочисленные дискуссии о качестве образования (или об отсутствии такового), включая и высшее образование.
Проблема качества высшего образования, в сравнении с другими его видами и уровнями, находит более широкое отражение в обсуждении теоретиков и практиков, в первую очередь потому, что речь идет о непосредственной связи этого образования с будущей профессиональной деятельностью. В современных условиях беспрецедентного возрастания роли информации и информационных технологий темпы изменений научных и профессиональных знаний столь велики, что, по мнению специалистов, 30% знаний устаревает во время обучения студентов в вузе, а последующие после выпуска ^ пять лет получили название "периода полураспада профессиональ-
ной компетентности". Так что цена качества высшего образования многократно возрастает. Это цена успеха индивидуальной, профессиональной и социальной адаптации, восходящей мобильности.
15