2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................4
*
Глава 1. Радиовещание: массовая коммуникация в условиях рыночной
экономики...................................................17
1.1. Задача агрегирования и коммодификации аудитории СМИ в условиях рыночной экономики.....................................17
1.2. Особенности радиовещания как канала массовой коммуникации... 39
Глава 2. Формирование программы как задача управления
радиовещательной организацией...............................62
^ 2.1. Особенности управления в радиовещательной организации......62
2.2. Форматы радиовещания как следствие предпочтений аудитории... 67
2.3. Принципы управления программной политикой в рамках формата радиостанции............................................85
2.4.0собенности программирования музыкальных радиотрансляций
с позиций агрегирования целевой аудитории...................98
Глава 3. Исследование предпочтений аудитории радиостанций в целях
программирования вещания...................................107
3.1. Социологические исследования радиоаудиторий в свете
маркетингового подхода к деятельности радиостанци.........107
* 3.2. Формирование информационной базы для принятия решений по программированию радиостанции на основе
социологических исследований.............................127
- 3.3. Опыт социологических исследований восприятия радиостанции
российской аудиторией......................................136
Заключение.........................................................144
Библиографический список использованной литературы.................152
з
Приложение 1. Результаты тестирования радионроіраммьі в режиме реального времени............................................164
Приложение 2. Изучение отношения аудитории радиостанции в * передаче методом телефонного опроса радиослушателей................167
Приложение 3. Практика исследования восприятия радиостанции слушателями на основе метода фокус-групп.....................172
«
*
тиражированию произведений культуры и появлению на этой основе феномена массовой культуры.
Всевозрастающую роль в совсременном обществе играют каналы массовой коммуникации. Французский исследователь А.Моль говорит о том, что сегодня большая часть культуры проходит через СМК, во власти которых усиливать или ослаблять элементы культуры, ускорять или замедлять ее динамику.25
Итак, рассмотрев процесс развития существующей в социуме коммуникации, обратимся к ее научному осмыслению.
Изучение социальной коммуникации началось еще во времена Аристотеля, выделившего еще в те далекие времена три необходимые элемента человеческого общения: лицо, которое говорит; речь, которую это лицо произносит; и лицо, которое слушает.
Теория коммуникации составляет как бы параллельную историю человечества - параллельную политической, экономической, культурологической парадигме рассмотрения его жизни. Вместе с тем, среди социологических направлений, оказавших существенное влияние на теорию социальной коммуникации, на наш взгляд, следует выделить следующие: неомарксизм, символический интеракционизм, структурный функционализм, теорию систем, этнометодологию, теорию обмена и сетевую теорию.
Непосредственный интерес представляет одна из разновидностей неомарксизма, так называемая критическая теория. Ее представитель Юрген Хабермас доказывает, что Марксу не удалось провести различие между трудом (целерациональным действием) и социальным взаимодействием (коммуникативным действием). Проблема Маркса, писал Хабермас, - «в сведении самопорождающегося акта представителей рода человеческого к труду»26.
Если задача цслерационалыюго действия - добиться поставленной цели, то коммуникативное действие направлено на достижение понимания в
Моль А. Социолинамика культ>ры. - Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1973.
26 Habermas J. Knowledge and Human Interests. Boston: Beacon Press, 1971, p.42
19
97
процессе общения (коммуникативного понимания). Именно коммуникативное действие, по мнению Хабермаса, а не труд является уникальным и наиболее существенным явлением, характерным для человека. Именно такое действие - основа всей социокультурной жизни.
Хабермас выделяет искаженную коммуникацию (некоторыми социальными структурами) и неискаженную коммуникацию, коммуникацию без принуждения, добровольную и открытую. Его цель - общество неискаженной коммуникации (коммуникативного действия), или рациональное общество. Рациональность в данном случае означает устранение искажающих коммуникацию барьеров. В более общем плане это означает коммуникативную систему, в которой идеи представляются открыто и защищаются от критики, в которой в процессе аргументации возникает добровольное согласие.
Важным в коммуникативной теории Хабермаса является также понятие дискурса, идеальная орма общения, в которой победу одерживает лучший аргумент, а степень доказательности определяет, что считать обоснованным или истинным. Аргументы, возникающие на основе подобных дискурсов и с которыми соглашаются участники, - истинные. Эта истина - часть коммуникациии, и ее полное выражение является целью эволюционной теории Хабермаса.
Представители теоретико-методологического направления, получившего название символический интеракионизм (Дж.Г. Мид, Г.Блумер,
ло
Э.Гоффман и др.) , главное внимание уделяют символическому содержанию коммуникации.
Важнейшей единицей анализа в теории основателя школы Дж. Мида выступает социальное действие, основной механизм которого - жест. Хотя и низшие животные, и люди способны разговаривать с помощью жестов,
г7 Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol.l. Boston: Beacon Press, 1984, p.286 28 Cm.: Mead G.H. Mind, Self and Society. - Chicago: Chicago Univ. Press, 1934, Blumer Ci. Symbolic Interactionism: Perspectives and Method. - New York: Prcntice-Hali, 1969, GofFman E. The Presentation of Self in Everyday Life. - N.Y.: Doubleday, 1959, От жеста к символу. Интерпал изованные другие и самость..// Американская социологическая мысль. - М., Изд-во МГУ, 1994, с. 215-260.
- Київ+380960830922