Ви є тут

Конфликтогенность образования как социокультурный фактор трансформации современного российского общества

Автор: 
Гржебина Людмила Михайловна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193731
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования образования как социокультурного феномена...........................20
§1. Теоретико-методологические основания исследования образования как фактора социокультурной динамики................21
§ 2. Образование как социальный институт....................57
1. Образование в процессе институализации.................57
2. Функции образования как социального института..........69
Глава И. Реальное проявление конфликтогенного потенциала образования в современном российском обществе.......................79
§ 1. Конфликтогенный потенциал образования и его социокультурные характеристики..................................79
§ 2. Влияние конфликте генное ти образования на развитие современного российского общества..............................102
1. Роль образования в процессе формирования личности и социальных слоев..........................................104
2. Влияние образования на поведение и психологию человека .,110
3. Образование как механизм социальной дифференциации 119
Заключение....................................................147
Приложение....................................................159
Библиография..................................................176
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Трансформация российского общества за последнее пятнадцатилетие повлекла за собой обширные и глубокие изменения в обществе, его экономике, политике, культуре. Происходит социальная дифференциация, социальное расслоение, снижается уровень и качество жизни значительной массы населения, продолжает сохраняться явление социальной аномии. Подобного рода изменения могут вызывать эффект исторической, или, как её назвал П. Штомггка, культурной травмы1.
Российское образование в числе первых социокультурных детерминант общественного развития отреагировало на перечисленные проблемы, на вызовы глобализации, информатизации общества и т.п. При этом не только как часть глобальной постиндустриальной экономики, но и как феномен особой культуры, позволяющей определить нравственную, ценностную основу для создания новых механизмов воспроизводства и трансляции культурных норм, ценностей, знаний, идей, представлений, символов и образцов поведения, соответствующих «вызовам» XXI века.
Как отмечают исследователи, «утверждение новой реальности происходит под эгидой повышения роли субъективности, внутреннего мира человека как главного источника социального развития»2. Поэтому в условиях трансформирующегося социума важна оптимизация адаптационной деятельности в сфере культуры, что напрямую связано с системой образования, особенно потому, что поведение потребителей образовательных услуг, жизненные стратегии молодежи прежде всего носят адаптационный, а
‘ Шгомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе // Социологические исследования. 2001. №2.
2 Андреев Э.М. Новейшие российские реальности: интегративный подход // Гуманитарный ежегодник. Р-на-Д., 2002. С. 182.
3
решении экзистенциальных проблем, однако в настоящее время усугубляет социальное неравенство.
8. Это особенно ярко раскрывается при рассмотрении проблем молодого поколения. Социализация и самоидентификация молодежи в трансформирующемся российском социуме протекает в условиях неопределенности и риска, определяется отношениями собственности и жизненной ситуацией старта, что вызывает скорее снижение показателей уровня жизни при ориентации на высокую трудовую мотивацию и производительный труд; чаще вызывает реакцию отрицания опыта старших, чем его усвоение.
9. Студенчество представляет собой наиболее организованную группу молодежи, наиболее адаптированную к современным условиям жизни, но выбирающую скорее стратегии выживания, чем самоопределения, что не может не сказаться на особенностях ее образа жизни и духовной культуры.
10. Жизненные установки и ценностные ориентации студенчества выступают своеобразным индикатором происходящих в нашем обществе социальных изменений, выявляют конфликтогенный потенциал образования как фактора социокультурной динамики. Однако следует отметить тенденцию к резкому возрастанию случайного характера выбора специальности и места обучения. Все чаще ведущим мотивом становится экономическая доступность образования, что снижает студенческую миграцию, а также удовлетворенность профессиональным выбором в процессе обучения.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается:
• в разработке конфликтологической составляющей социокультурного подхода к проблеме образования как ценности и социального института; выявление особенности реализации роли
18
образования в современных российских условиях и социокультурной динамики общества, роли духовных факторов в изменении социальной реальности;
• на базе разнообразного эмпирического материала разработан концептуальный подход к изучению проблемы, что позволяет расширить возможности дальнейших исследований по преодолению противоречивого характера процессов в сфере образования и высшей школы, прежде всего; проследить направление и динамику социальных дифференциаций и и дентиф и каций;
• основные положения диссертационного исследования могут быть использованы для разработки социальной, образовательной политики, повышения эффективности функционирования социальных, культурных институтов;
• материалы исследования могут быть использованы в научной и учебно-педагогической деятельности в системе учреждений профессионального образования и исследовательских структур.
19