СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ
ДВИЖУЩИХ СИЛ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА 17
1.1. Социализация личности и роль военного вуза в этом процессе 17
1.2. Социокультурный анализ развития личности курсанта 56
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК КУРСАНТОВ 91
2Л. Исследование факторов воздействующих на формирование
социокульту рных установок ку рсантов 91
2.2. Динамика изменений социокультурных установок курсантов в процессе обучения в военном вузе 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
ЛИТЕРАТУРА 140
ПРИЛОЖЕНИЯ: 150
1. Обобщенные результаты динамики формирования социокультурных установок курсантов (по компонентам) военного вуза по курсам обучения 151
2. Обобщенные результаты экспертных оценок удельного веса факторов и условий в формировании позитивных
2
социокультурных установок курсантов с 1-го по 5-й курс обучения 160
3. Социальный портрет курсанта современного военного вуза 165
4. Методические рекомендации для наблюдения, анализа и оценки уровня формирования социокультурных установок курсантов в процессе обучения 186
5. Опросные листы для экспертов, определяющие удельный вес критериев (компонентов и блоков) факторов, влияющих на формирование социокультурных установок курсантов 200
представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Под развитием в науке понимается "необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов", причем от других изменений развитие отличается одновременным наличием всех трех указанных свойств.
В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возник-новение, трансформация или исчезновение его элементов и связей) .
А.А.Ванштейн сравнивает личность со струной, натянутой между рождением и смертью, которая реагирует на все глобальные циклы. Более сложной формой глобального цикла является "спираль", которая более ясно показывает направления развития личности и всей социальной системы. Если всю спираль принять за жизненный цикл личности от рождения до смерти, то каждый отдельный виток - за определенный период развития. Но следует помнить, что развитие каждого индивида специфично и необязательно одинаково во времени, хотя "непрерывность изменений индивида является естественным и необходимым условием его жизнедеятельности и в первую очередь потому, что в них обнаруживается психическая "отзывчивость" индивида на динамичность его внешнего бытия.
В современной социологии XX века по характеру и существу ответа на вопрос о природе и сущности развития человека различают следующие подходы.
3 Большая Советская Энциклопедия. -М., 1975. Т.21, с.26
19
Естественнонаучный подход4
Его носителями были В.Анри, А.Бинс, Д.М.Болдуин, Т.Рибо, Дж.Салии,Ч.Спирмен,Э.Торндайк,З.Фрейд,С.Холл,Штерн,М.К.Баргов,Н.П.Гу ндобин,С.С.Корсаков,А.П.Нечаев,М. А.Сикорский.Представители этого течения изучали человека как биологический феномен. То, чем человек становится благодаря обучению и воспитанию, зависит от того, что он есть в природе. Основным источником развития они называли биологически детерминированные способности, например, инстинкты. Эта точка зрения распространялась как на элементарные функции, так и на высшие психические функции. Австрийский психолог К.Бюллер понимал биологические функции, как нечто целое в едином ритме их развития. Он выделял в нем три этапа структур: инстинкт, дрессуру (научение) и интеллект, связывая возникновение последнего с появлением актов внезапного понимания, озарения (АЪа-ЕПеЫш).
Уязвимое место концепции Бюллера состояло в том, что ученый не показывал конструктивных механизмов мышления. Исследователь не придавал значения социальному фактору развития, т.к. он основывался на тезисе предопределенности поведения личности скрытыми в ее генах детерминантами.
Структурный подход.
Проблема развития находилась также в центре гештальт-психологии, которая рассматривала первичными и основными элементами психики некие психические структуры или "гештальты".Их формирование, считали геш-тальтисты подчиняется присущей психике способности образовывать простые, симметричные фигуры. Первым среди ученых этого направления обратился К.Коффка. Следуя ему, развитие заключается в выработке новых структур. Под структурностью он понимал целостность и осмысленность поведения. Коффка предположил, что ребенок, овладевая какой-либо кон-
4 Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теорий и практики образования. Педагогика. 1994. №5
20
- Київ+380960830922