2
Содержание
Введение..................................................................3
Раздел 1. Теоретико-методологические подходы к формированию языкового поведения личности в процессе социализации.....................17
Раздел 2. Агенты социализации как факторы поэтапного формирования языкового поведения личности.............................................55
Раздел 3. Содержание и структура языкового поведения личности студента в системе высшего образования..................................101
Заключение..............................................................139
Список использованной литературы........................................150
Приложение 1............................................................169
Приложение 2............................................................180
Введение
Актуальность темы. Российское общество за последние неполные 20 лет своей истории претерпело глобальные изменения. Они затронули все сферы жизнедеятельности, как общества в целом, так и отдельного человека. Этот процесс продолжается и сегодня и имеет как положительные, так и отрицательные составляющие.
Отказ от тоталитарного режима и разрушение прежних идеологических стереотипов привели к интеграции российского государства в мировую политическую и экономическую системы как равноценного партнера. Это в свою очередь обусловило изменение дискурса носителей языка, как выражения идей и социальных результатов, дискурс стал более многообразным и полифоничным.
Включение в мировую информационную систему, провозглашение приоритета прав и свобод личности, расширение возможностей общения с представителями других социальных систем, культур способствуют расширению осознания необходимости усвоения и применения, новых для носителей языка языковых кодов.
Рост национального самосознания и возрождение интереса к культурному наследию своего народа проявляет себя, в том числе, в интересе к собственному языку как хранителю и транслятору культуры этноса и языковому поведению, как одному из способов реализации собственной этничности.
Однако социальная революция, по сути произошедшая в России, привела и к негативным последствиям. Появились и обострились такие социальные проблемы, как бедность, безработица, преступность, межнациональные конфликты, вынужденная миграция и другие социальные недуги, присущие обществу переходного периода.
Негативные последствия процесса перемен затронули и языковое поведение членов российского общества.
18
становления и развития людей».‘Таким образом, социология занимает своё собственное место в изучении процесса социализации: социология стремится раскрыть объективные основы и общие закономерности данного процесса. Эта специфика даёт возможность рассмотрения и раскрытия связи между языковым поведением и социализацией личности.
Социализация индивида в личность осуществляется, в том числе при помощи такой сложной содержательной и функциональной системы как язык.
Становление полноценной личности невозможно без овладения языковыми средствами. Язык также участвует в процессе приобретения и организации опыта людей. Язык в системе общества выполняет такие функции, как: 1) экспрессивная; 2) сигнификативная (язык как действие); 3) когнитивная (познавательная); 4) информационно-трансляционная; 5) коммуникативная.
Язык - сложная, развивающаяся семиотическая (знаковая) система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации (опредмечивания) содержания, как индивидуального сознания, так и культурной традиции. По определению Масловой В.А., «Язык - многомерное явление, возникшее в человеческом обществе: он и система и антисистема, и деятельность и продукт этой деятельности, и дух и материя, и стихийно развивающийся объект и упорядоченное саморегулирующееся явление, он и произволен и произволен и т. д.».2
В качестве многоаспектного феномена язык выступает предметом изучения различных дисциплин: лингвистики, логики, философии, семиотики, психологии, социологии, культурологии. Язык в собственно лингвистической традиции рассматривался как гомогенная, монолитная структура. При этом представители лингвистики опираются на два ключевых положения, которые восходят к Ф. де Соссюру. Он выделяет дихотомию «языка» как кода, которым пользуется данная речевая общность, и «речи» - реальным употреблением языка. Эта дихотомия приводит к признанию того, что речь всего лишь
1 Сабиров, Х.Ф. Человек как социологическая проблема / Х.Ф. Сабиров. - Казань, 1972. - С. 25.
2 Маслова, В.А. Лингвокультурология: учебное пособие / В.А. Маслова. - М.: Академия. - 2001. - С. 6.
19
недостаточно структурированное отражение языка, поэтому не может являться объектом изучения. «Единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в себе и для себя», такое требование автономности лингвистики выдвигает Соссюр. В настоящее время интересы исследователей языка переключились с объекта познания на субъект, то есть анализируется человек в языке и язык в человеке, поскольку, по словам Бодуэна де Куртэне И.А., «язык существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество».2
В последние годы исследования проводятся в антропоцентрической парадигме, либо с учетом ее. В процессе формирования новой научной парадигмой провозглашен тезис: «мир есть совокупность фактов, а не вещей» (Витгенштейн Л.). Язык был постепенно переориентирован на факты, событие, а в центре внимания стала личность носителя языка (языковая личность). * Таким образом, индивид в антропоцентрической парадигме рассматривается как субъект деятельности.
Категория деятельности представляется весьма продуктивной, так как характеризует особый сугубо «человеческий» способ проявления активности и позволяет рассмотреть в исследовании сам субъект деятельности, реализующего себя в языковом поведении. Восходящий к трудам Маркса К. и Энгельса Ф. теоретический принцип единства сознания и деятельности последовательно разрабатывался в отечественной философско-психологической традиции. Наиболее чёткое воплощение этот принцип нашёл в работах Рубинштейна С.Л., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., которые акцентировали внимание на орудийно-целевом аспекте деятельности как таковой.3
1 См.: Белл Роджер, Т. Социолингвистика / Т. Роджер Белл. - М.: Международные отношения, 1980. - С. 35.
2 Бодуэн де Куртэне, И А. Избранные труды. Т. 2 / И.А. Бодуэн де Куртэне. - М., 1963. - С. 29.
3 См.: Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т. 1. / Л.С. Выготский. - М. , 1982-1984.; Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / СЛ. Рубенштейн. - М. , 1973; Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975.
- Київ+380960830922