Оглавление
стр.
Введение............................................................ 3
Глава 1. Теоретико-социологические подходы к исследованию группы педагогов дополнительного образования
§1. Системный и институциональный подходы к дополнительному образованию........................................................ 15
§2. Педагоги дополнительного образования: социологическая характеристика ......................................................... 50
Глава 2. Социальные проблемы функционирования группы педагогов дополнительною образования
§1. Социально-профессиональные ориентации педагогов дополнительною образования................................................ 79
§2. Проблемы взаимодействия педагогов дополнительного образования с учащимися и родителями.................................. 114
Заключение......................................................... 143
Литература......................................................... 151
2
Введение
Актуальность темы исследования. В начале нового тысячелетия вес актуальнее становится вопрос о новой парадигме образования, которая связана с вхождением общества в тру информации, со все более усиливающейся ролью образования в жизни людей, с активным проникновением образования во все сферы общественной жизни. В современном мире образование становится главным фактором развития не только каждого человека, но и общества в целом. Отличительной особенностью образования в XXI веке является открытость этой системы, плюрализм, вариативность и альтернативность ее организационных форм (178, с.7).
Процесс глубокого реформирования всех сфер общественной жизни неизбежно коснулся и системы образования как одного из основных факторов стабильного функционирования общества. Интеграция российскою обществ;! в мировое информационно-образовательное пространство актуализирует деятельность таких образовательных институтов, которые могли бы мобильно реагировать на потребности людей. Среди таких институтов одно из ведущих мест занимает дополнительное образование, которое способствует освоению личностью неограниченного объема знаний, позволяет сочетать различные виды деятельности (например, образовательной и досуговой), способствует подлинному развитию людей.
Не может вызывать сомнения факт важности социальных функций, выполняемых этим институтом, особая роль в качественном, эффективном выполнении которых принадлежит педагогическим работникам. Их деятельность направлена на создание условий для удовлетворения многообразных образовательных потребностей различных групп учащихся и их родителей.
Особенность анализа деятельности педагогов дополнительного образования заключается в том, что они никогда не становились объектом специального теоретического и эмпирического изучения. Это могло быть связано с тем, что
3
с. 12). Таким образом, само понятие системы является иерархичным по своему существу, поскольку оно предполагает триединство представлений о системе как о некотором элементе более крупной системы, определяющей взаимодействие системы с внешней средой, о некоторой целостности и о совокупности своих собственных элементов.
Системный подход применим для анализа как естественных, так и искусственных систем, разновидностью которых является социальная система.
Структурность есть важнейшая категория при рассмотрении систем различного порядка, поскольку системный анализ - это, прежде всего, структурнофункциональная характеристика системы. Как отмечает Д.М. Гвишиани, «именно структура придает системам необходимую целостность и определяет устойчивые характеристики системы, позволяющие отличать то, что мы называем системой, от объектов другого вида» (200, с.20). Ученый подчеркивает, что системный анализ чаще всего имеет дело не с однозначными структурами пространственного распределения, а с так называемыми функциональными структурами, или структурами взаимодействия. Таким образом, система - это особый целостный комплекс взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию.
Г.В. Осипов отмечает, что существенными чертами любой системы являются целостность и интеграция. Целостность фиксирует объективную форму существования явления, то есть его существования как целого, а интеграция -процесс и механизм объединения его частей. Целое не сводится к сумме элементов целого, а имеет собственные качества, присущие явлению как целому, обычно они обозначаются как системные (интегральные) качества (209, с. 121). Более того, целостность системы становится очевидной в единстве и взаимодействии ее со средой: элементы, находящиеся во взаимных связях и отношениях, образуют единое целое и способны под влиянием внешних условий изменять свою структуру. Таким образом, «проходя через ряд сменяющих друг друга качественно различных состояний, - пишет А.Г. Спнркин, - система остается
16
идентичной самой себе (за исключением фактов ее распада)» (213, с. 181). Следовательно, любая система (в том числе социальная), обладает свойством собственного воспроизводства.
Система почти всегда бывает целенаправленной и функциональной, существуя для достижения определенной цели. Вот какое определение системы дается в Большом толковом социологическом словаре Д. и Дж. Джери: «система есть совокупность или группа элементов или частей (например, организм или машина), организованная для определенной цели» (31, с.203).
Таким образом, любая система (в том числе и социальная) представляет собой структурную взаимосвязь элементов, которая во взаимодействии с внешней по отношению к системе средой сохраняет свою целостность. Это организованное единство элементов выполняет определенную функцию и создастся для какой-либо цели.
Основоположник структурно-функционального направления в социологии Т. Парсонс детально разработал понятийный аппарат социальной системы. Под социальной системой он понимал систему взаимодействия акторов (действующих лиц) на основе общеразделяемых ими норм и ценностей. При этом структурой социальной системы является устойчивая совокупность отношений между позициями акторов, согласно присущим им ролевым функциям. Внутренняя и внешняя устойчивость социальной системы достигается интеграцией мотивов действий, гармонизацией ролей через общие для всех участников взаимодействия нормативные и культурные стандарты. До тех пор, пока существуют общие системы ценностей, единая мотивация поведения, социальная система способна функционировать стабильно (221, с.291).
Современные российские социологи, в частности, Г.В. Осипов, понимают под социатьной системой сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями (207, с.322). Согласно точке зрения ученого, особенность социальной системы состоит в том, что она складывается
17
- Київ+380960830922