Ви є тут

Развитие социальной культуры учащейся молодежи в современной информационной среде

Автор: 
Самоненко Илья Юрьевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
223
Артикул:
193310
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.
Г лава 1. Особенности использования учащейся молодежью элементов Информационных компьютерных технологий.
1.1. Области применения средств Информационных компьютерных технологий учащейся молодежью.
1.2. Методический инструментарий диссертационного исследования.
1.3. Особенности деятельности «игроков», «школяров» и «созидателей» в современной информационной среде.
Глава 2. Влияние современной информационной среды на
развитие компонентов социальной культуры учащейся
молодежи». 7 ]
2.1. Особенности развития культуры общения «игроков»,
«школяров», «созидателей» в современной 71
информационной среде.
2.2 Результаты исследования рефлексивной компоненты
социальной культуры учащейся молодежи. 109
Заключение. 141
Библиография 145
Приложение 1. Анкета первого этапа диссертационного
исследования 155
Приложение 2. Математический аппарат обработки
результатов анкетирования. 166
Приложение 3. Анкеты второго этапа диссертационного
исследования. 179
Приложение 4. Исходные коды программ 218
ь
Введение
Актуальность темы исследования.
Настоящий период развития современного общества характеризуется интенсивной разработкой компьютерных технологий, которые реализуются во всех сферах деятельности человека, образуя глобальное информационное пространство нашего мира. Особое место информационная среда занимает в жизни учащейся молодежи, что изменяет прежние формы культурного бытия молодых людей, их виды общения, трансформирует способ культурной коммуникации, оказывает влияние на формирование социальной культуры современного человека.
Еще в недавнем прошлом становление и развитие социальной культуры молодых людей в значительной степени базировалось на " традиционных ценностях российского общества. В настоящее время непрерывно меняющийся современный мир способствует постоянному обновлению, изменению, модернизации условий жизни молодого поколения: в быту, в сферах образования и развлечений, в области творчества и профессионального определения.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), широко используемые молодыми людьми для развлечения, обучения, дистанционных видов общения, для решения разнообразных конкретных научных, производственных, и других видов задач, могут оказывать разного рода воздействия на формирование социальной культуры молодых людей. Влияние современной информационной среды, с которой тесно контактируют современные молодые люди, на становление и развитие важнейших компонентов социальной культуры человека требуют пристального внимания и специального научного исследования.
3
деятельности могут служить программирование, компьютерная графика и анимация, \уеЬ-дизайн, инженерия и конструкторская деятельности в области высоких технологий. С другой стороны ИКТ могут служить лишь средством для данных видов деятельности. В этом случае компьютерные технологии и Интернет технологии играют вспомогательную функцию в более сложных процессах. Однако в силу стремительного развития ИКТ значимость данной вспомогательной функции становится все сильнее. Со временем вспомогательная функция может стать главной. Примером такого замещения является анимация - постепенный переход от мультиков сделанных на бумаге к компьютерной анимации.
Вопросы, связанные изучением и формированием одаренности и творческой деятельности школьников в области ИКТ, рассматривались в работах Ю. Д. Бабаевой22. Автор отмечает, что «изучение психологической природы одаренности в сфере ИТ ... нельзя ограничивать узкими рамками чисто прикладных задач. Традиционное представление о высококлассных программистах, как о людях с высоким уровнем развития математических способностей, в значительной степени искажают многоаспектную природу этого типа одаренности». В своей статье М. П. Концевой23 исследует вопрос раскрытия художественной одаренности ребенка, в завершении статьи
33 Бабаева Ю. Д. Одаренность в сфере информационных технологий: проблемы и перспективы исследования. // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Материалы международной Интернет-конференции 2001.
Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. / Под ред. В. И. Панова. М., 1998
ЗА Концевой М. П. Компьютерные технологии как фактор раскрытия художественной одаренности ребенка. // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Материалы международной Интернет-конференции 2001.
21
автор делает вывод: «компьютерные технологии не заменяют и не подменяют творческий процесс создания произведения искусства, но не является безразличными к нему, открывая новые возможности, предлагая новые задачи, определяя новые закономерности построения художественного образа».
В работах Ф. М. Вивдича и М. Ф. Войцеховской24 рассматриваются вопросы организации исследовательской деятельности учащихся с использованием И КТ. Особое внимание уделяется развитию интеллектуальной компоненте творческих способностей учащихся, как определяющего фактора успешной исследовательской деятельности. Схожий спектр вопросов был рассмотрен в работах Т. И. Каняниной"5. В частности в диссертационной26 работе показано, что «уровни творческой деятельности учащихся в условиях использования информацонно-коммуникационных технологий определяется степенью сформированное™ базовых подструктур личности: мотивационноценностной, когнитивной, операционально-творческой и коммуникативной, развивающихся в адекватных условиях информационно-образовательной среды».
Аналогичные вопросы рассматривались в работах О. Л. Жильцовой27. Автор отмечает, что «важным принципом развивающего образования в школе является демонстрация учащимися конструктивных путей решения актуальных проблем современного
21 Вивдмч Ф. М., Войцеховская М. Ф. Организация исследовательской деятельности учащихся в
условиях использования информационных технологии. // Благовещенск: Издательство БГПУ, 2005.
25 Каняшша Т. И. Условия организации творческой деятельности детей средствами информационно-коммуникационных технологий // Современные проблемы науки, образования и производст ва.
П. Новгород 2004.
^ Канянина Т. И. Организация творческой деятельности учащихся лицея средствами информационно-коммуникационных технологий //диссертация кандидата педагогических наук. Ннжпий Новгород,
2005
27 Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников// Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий.
22