СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................4
ГЛАВА 1. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ АБОРИГЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА 24
1.1. Культура аборигенных народов Севера как система........24
1.2. Современная трактовка категорий этноса и этничности....59
1.3. Социокультурные подходы к изучению межэтнических взаимодействий.........................................73
1.4. Типология понятия “аборигенные народы Севера“..........98
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ЭТНОСОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА....................117
2.1. Ретроспектива и современное состояние традиционной
культуры аборигенных народов...............................117
2.2. Тенденции изменения социокультурной ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе....................131
2.3. Межэтнические отношения в Ханты-Мансийском
автономном округе..........................................158
ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ............................179
3.1. Язык и образование аборигенных народов Севера.........179
3.2. Воздействие межэтнических браков на будущее
аборигенных народов Севера.................................196
3.3. Трансформация традиционных форм занятости в условиях социальных перемен....................................216
3.4 Динамика взаимодействия материальной и духовной культуры
аборигенных народов в условиях социальных перемен.......235
3.5. Тенденции и прогноз социокультурной ситуации
на Тюменском Севере.....................................258
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................276
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................281
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................315
45
Поскольку деятельность осуществляется не одиноким и изолированным субъектом, то выделяются специфический вид активности - коммуникативный или общение.
В соответствии с выделенными видами деятельности ученый структурирует и систему культуры, вычленяя материальную, духовную и художественную культуры в качестве основных ее видов. Под материальной культурой понимается вся совокупность результатов материального производства, под духовной - духовного производства, под художественной культурой подразумевается особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности - художественного творчества, художественного восприятия, художественной критики и т.д. Каждый вид культуры, в свою очередь, имеет сложное строение [126].
Согласно концепции М.С.Кагана культура есть саморазвивающаяся система, для описания закономерностей прогрессивного развития которой он использует принципы синергетики. Получающаяся при этом картина культурно-исторического процесса отличается от той, которая представлялась сторонникам идеи однолинейного социокультурного развития общества, так и от той, которую представляли сторонники полилинейной эволюции культуры. В предлагаемой автором модели и стор ичес ко го процесса на каждом этапе истории возникают различные возможности дальнейшей эволюции человеческого общества. Но только одна из этих возможностей - отвечающая «зову будущего» («аттрактору») - ведет к более высокой ступени развития общества. Остальные заводят общество в эволюционные тупики. Таким образом, движение общества «вверх» по ступеням общественного прогресса достигается через шаги, делаемые им на каждом этапе в разных направлениях. Последовательность наиболее удачных, ведущих к «аттрактору», шагов образует главную магистраль общественного прогресса. Человечество создает эту' магистраль - и создаст только благодаря тому, что оно постоянно ведет
46
поиск лучших путей развития. Причем для него ценен как позитивный опыт (нахождение путей развития), гак и негативный (испытание тупиковых путей).
Для обозначения принципов авторского исследования культуры аборигенных народов необходимо более подробно остановиться на методологии синергетики, как современной методологии изучения развития сложных систем, нашедшей выражение в работах И.Пригожина, Г.Хакена.
Реальность научных исследований все больше убеждает научное сообщество в том, что «повсюду обнаруживается эволюция, разнообразие форм и неустойчивость. Такая картина наблюдается на всех уровнях - в области элементарных частиц, в биологии и астрофизике с ее расширяющейся Вселенной и образованием черных дыр. Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности и сложности» [230]. И.Пригожин считает, что современная наука должна отказаться от мифа о возможности открытия глобальных истин о природе. Мифологические представления научного сообщества о том, что природа записана на математическом языке и поддается расшифровке подразумевает, по его мнению, что и сам язык природы - единственный для всего мира. Отсюда недалеко до вывода об однородности мира и доступности постижения глобальных истин с помощью локального экспериментирования. Простейшие явления, изучаемые наукой, при таком взгляде становятся ключом к пониманию природы в целом.
В классической механистической науке исходным рубежом событий служат начальные условия. Задав определенно начальные условия, можно определить, где прошлое системы, где ее будущее. И.Пригожин считает, что проблема времени разрешима только в сочетании со случайностью. Только в том случае, когда система ведет себя достаточно случайным образом, в ее описании возникает различие между прошлым и будущим, и, следовательно, необратимость. Ученый доказывает, что нестационарные, односторонне направленные во времени процессы - отнюдь не являются аберрациями или отклонениями от мира с обратимым временем. Гораздо ближе к истине
- Київ+380960830922