Ви є тут

Социокультурный статус экономического и юридического образования в модернизирующемся российском обществе

Автор: 
Бажин Александр Анатольевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193702
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................... 3
ГЛАВА I. ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ
ДЕФИЦИТОВ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА.................................... 14
1.1. Системный характер общественных преобразований,
его социокультурные аспекты................ 15
1.2. Проблема преодоления дефицита правовой и рыночной экономической культуры..................... 33
ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ.................... 59
2.1. Изменение социальных потребностей и нормативных требований к подготовке специалистов в сфере права
и экономики................................ 60
2.2. Институциональные проблемы обеспечения подготовки специалистов права и экономики.............. 76
ГЛАВА III. КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И
ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ............................... 96
3.1. Специфика социальной мотивации и поведения студентов при получении экономического и юридического образования................................. 97
3.2. Оценка профессионального уровня специалистов и его влияния на повышение правовой и экономической культуры в современном российском обществе 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................. 131
ЛИТЕРАТУРА............................................. 134
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................. 145
9
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические реформы российского общества 90-х годов вызвали бурное развитие экономического и юридического образования. Приватизация, либерализация экономики, финансовая стабилизация, формирование несущих институциональных столпов рыночной экономики - налоговой и банковской систем, развитие арбитражного судопроизводства требовали профессиональных кадров, способных осуществлять экономическую деятельность в новых условиях и обеспечивать ее нормативноправовую регуляцию. Можно сказать, что отечественная система образования в определенной степени справилась с поставленной задачей ликвидации кадрового дефицита специалистов с новой профессиональной культурой, которые в своей практической деятельности должны транслировать ценности и модели поведения, заложенные реформами.
Новый этап системных трансформаций российского общества ставит на повестку дня вопрос о преодолении существенного технологического и экономического отставания России от наиболее развитых стран, т.е. модернизация экономики. В «Основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» задача модернизации экономики обозначена как цель и перспектива дальнейших социально-экономических реформ. В качестве ориентиров при этом указываются необходимость включения в мировые инновационные процессы и задачи интеграции в мировую экономику, что достижимо только при условии существенного изменения характера профессиональной подготовки и уровня квалификации специалистов, работающих в экономической и правовой сфере, если реализовывать эту стратегию в опоре на собственные кадры.
Несмотря на значительное увеличение их выпуска действующими вузами, экономика по-прежиему нуждается в квалифицированных кадрах,
мотивов социокультурной адаптации россиян также являются следствием этой зависимости.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты исследования важны для понимания сущности проводимых в настоящее время реформ и могут быть использованы для решения теоретических и практических проблем социально-экономического развития российского общества. Полученные результаты характеризуют основные аспекты модернизации системы высшего профессионального образования на примере двух наиболее популярных специальностей. В работе аргументирована необходимость внесения определенных изменений в учебные программы и планы обучения студентов юридических и экономических специальностей. Основные положения исследования можно использовать для чтения лекций по курсу «Социология», «Социология культуры», «Социология образования», «Экономическая социология», «Социология молодежи» и др.
Структура исследования подчинена целям и задачам исследования и включает три главы, шесть параграфов, введение, заключение и список литературы.
ГЛАВА I. ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДЕФИЦИТОВ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Экономические реформы, обеспечившие рыночную трансформацию российского общества, привели к существенному отставанию российской экономики. Всего за 10 лет с 1991 г. по 2001 г. вклад России в мировой ВВП сократился с 3,4% до 1%, а по паритету покупательной способности -с 5,3 до 2,6%. Уровень душевого дохода в России в 2001 г. составил около 5,8% от уровня в США (2135 долл. на человека по текущему курсу), и она заняла 78-е место среди 175 стран по выборке МВФ, пропустив вперед такие страны, как Бразилия (2986 долл.) и Польша (4562 долл.). Считается, что при сложившихся темпах роста Россия выйдет со 178 долл. в месяц ВВП в ценах 2001 г. на душевой доход в 500 долл. в месяц к 2019 г. и 1000 долл. - только к 2031 г.1. Необходимость повышения уровня жизни россиян диктует необходимость ускорения темпов экономического роста. Однако, оказалось, что социально-экономические реформы законсервировали возникшую как результат системного кризиса поздпесоветского общества отсталость. Попытки преодоления отставания столкнулись не столько с технико-технологическими трудностями, сколько со слабостью рыночной институциональной системы российской экономики, невысоким уровнем рыночной культуры, ошибками экономической политики, недоучетом ценностно-культурных традиций общества, обнажив необходимость системного осуществления модернизации общества и особую ролі» в этом процессе социокультурных факторов.
Таким образом, определение сценария модернизации российского общества должно осуществляться на основе матрицы системных преобра-
1 Клепал А., Смирнов С., Пухов С., Ибрагимова Д. Экономический рост России: амбиции и реальные перспективы // Вопросы экономики. 2002. №8. С.6.