Ви є тут

Профессиональная идентичность художника и социокультурные механизмы ее формирования

Автор: 
Магидович Марина Леонидовна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193783
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ.
4
1. Проблема идентичности в приложении к творческой деятельности.... 19
1.1. Основные понятия и положения теории идентичности..............23
1.2. Поле искусства как предмет изучения...........................48
1.3. Художник как профессионал. Проблемы идентификации профссионалыюго работника искусства................................58
1.4. Составляющие профессиональной идентичности художника -этническая, культурная, социальная.................................73
2. Художественное образование как фактор формирования профессиональной идентичности........................................78
2.1. Значение образования в формировании идентичности работника искусства..........................................................78
2.2. Формы и институты художественного образования.................87
2.3. Самообразование и обучение в ходе работы......................97
3. Роль рынка художественного труда в самоидентификации и идентификации работника искусства...................................104
3.1. Рынок художественного труда и рынок художественной продукции -взаимосвязь и взаимодействие в формировании профессиональной идентичности......................................................104
3.2. Рынок художественного труда..................................109
3.3. Рынок художественной продукции...............................123
3.4. Стратегии работника и работодателя...........................139
4. Социальный статус и социальная идентичность работника искусства.. 157
4.1. Основные предпосылки.........................................157
4.2. Историческая эволюция социального статуса художника.........162
4.3. Дуализм социальной идентичности - художник как творец и как
наемный работник..................................................171
4.4. Стратификация в художественной среде - имущественная, межпрофессиональная, карьерная....................................175
2
4.5. Роль институциональных систем в формировании идентичности
художника....................................................180
5. Национально-культурная идентичность художника...............208
5.1. Историческая эволюция проблемы культурной идентичности..208
5.2. Основные факторы культурной идентичности................219
6. Проблемы идентичности в жизни и творчестве художников-эмифантов. ...............................................................237
6.1. Типологические аспекты изучения художественной эмифации.237
6.2. Идентичность в условиях межкультурной коммуникации......244
6.3. Социальная адаптация художника-эмифанта.................251
6.4. Профессиональная идентичность художника-эмифанта........312
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................325
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................330
цивилизацией.31 Или: "К культуре принадлежит гимнастика, турнир, агональные состязания, к цивилизации - спорт".32 Если на излишне широких определениях невозможно основывать какой-либо анализ природы культурной идентичности, то подход Шпенглера, третирующего "мировой город" как "конец культуры", может вообще сделать такой анализ невозможным. Ю.Борев, приведя несколько определений культуры, обобщает: "Культура - это ценностно и символически закрепленная человеческая деятельность и ее продукты, освященные гуманными нравственными целями".33 Здесь вновь, как и у О.Шпенглера, присутствует оценочный элемент, заключенный в упоминании "нравственных целей". В работе Кеннета Кларка "Цивилизация" это понятие противопоставляется варварству, причем при ближайшем рассмотрении оказывается, что монополией на цивилизацию обладают господствующие социальные группы европейских стран.34 Такой широкий диапазон взглядов заставляет предполагать, что всеобъемлющее и исчерпывающее понятие культуры как одной из основных характеристик человеческого общества чрезвычайно трудно сформулировать, не прибегая к тавтологиям. Анализируя ситуацию, М.С. Каган объясняет ее комплементарностью «культурологических концепций, каждая из которых имеет свою оппозиционно-полемическую пару: всеохватывающий характер культуры в в пространстве человеческого бытия делает необходимым формирование в ее недрах «механизмов» и «энергий», которые односторонни сами по себе». Далее, указывая на то, что «множество разнородных культурологических теорий объясняется прежде всего опорой на подходы к культуре разных наук и гипостазирование, абсолютизацию, возведение на философско-категириальный уровень каждого из этих частнонаучных по сути своей подходов», он приходит к выводу, что целостное понимание культуры может дать только философия,
31 Шпенглер О. Закат Европы / пер. с нем. М.: Мысль, 1993 - С. 164.
32 Там же- С. 168.
13 Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - С. 203.
34 Barnard М. Art, Design and Visual Culture. NY: St.Martin's Press. 1998. - P.19,20.
34
использующая системный подход.35 Такая трактовка открывает путь к использованию определения, наиболее адекватного рассматриваемой научной проблеме.Например, в повседневную речь прочно вошли такие образования, как "культура производства", "культура поведения", "культура речи" и т.п. В таком понимании слово "культура" означает следование определенным нормирующим принципам, отличает "правильное" поведение от "неправильного".
Как отмечалось выше, идентичность как явление означает наличие у индивидуума или группы некоторой совокупности отличительных характеристик. Для осознания этой совокупности требуется какое-либо ее описание, возможность сопоставления с "другими", наличие некоторой информации, которая может быть получена только как результат межличностной и межгрупповой коммуникации. Поэтому применительно к данной проблеме наиболее уместны определения культуры в терминах информационно-семиотических. Одно из наиболее кратких принадлежит Ю.М.Лотману: "Культура есть устройство, вырабатывающее информацию".36 Или, в более развернутом виде: "Мы понимаем культуру как
ненаследственную память коллектива, выражающуюся в определенной форме запретов и предписаний". "Культура вообще может быть представлена как совокупность текстов; однако <...> точнее говорить о культуре как о механизме, создающем совокупность текстов, и о текстах как о реализации культуры".
Это определение почти текстуально совпадает с определением одной из функций «общественного духа»: «Дух выступает как хранилище самой разнообразной информации, опыта и ценностей, которые являются коллективным достоянием людей, живущих в том или ином обществе. Это хранилище может быть органично и упорядоченно, но может находиться в
35 Каган М.С. Философия культуры.-СПб.: Петрополис. 1996 - С.20- 22.
16 Лотман Ю.М. Вместо предисловия. // Лотмаи 10.М. Избранные статьи. Таллинн: Александра, т.1,
1992- С.9.
37 Лотман К).М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры И Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн: Александра, т.Ш, 1993 - С.328,333.
35