Ви є тут

Религия в условиях модернизации современного российского общества

Автор: 
Алексеенко Александр Иванович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193695
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ
3
Глава 1. Религия как социокультурное явление современной России......10
1.1. Место религии как социокультурного явления в условиях модернизирующегося общества...............................................10
1.2. Трансформация социокультурных функций религии в современном российском обществе.......................................................35
Глава 2. Поведение российских верующих как выражение характера их религиозности.............................................................65
2.1. Типология религиозности российских верующих в современных условиях..................................................................65
2.2. Влияние религиозности на поведение верующих в условиях модернизации российского общества.........................................90
Заключение.........................................................114
Список использованных источников
119
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования. На протяжении трех последних десятилетий в российском обществе осуществляется всесторонний процесс его модернизации. Изменения затронули все сферы жизнедеятельности - от экономики до мировоззрения россиян. Реформы конца XX века привели к тому, что общество оказалось в глубоком кризисе: произошло резкое обнищание значительной части населения, сопровождающееся кризисом системы социального обеспечения и здравоохранения. На фоне указанных явлений развивается кризис ментальности: отказ от официальной идеологии Советского государства приводит к определенному вакууму, который каждый человек стремится преодолеть самостоятельно. Одной из форм преодоления становится религия, предоставляющая возможность заполнения образовавшейся идеологической пустоты.
Таким образом, стремительный процесс модернизации российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 веков привел к своеобразному «религиозному ренессансу».
Однако и сама религия претерпевает значительные изменения под влиянием трансформаций, происходящих в других сферах российского социума. Одной из главных особенностей времени становится плюрализм, проникающий, в том числе, и в религиозное сознание. Духовный поиск общества определяет интерес не только к традиционным для России религиям, но и к совершенно новым религиозным движениям, частично пришедшим к нам из других стран, а частью возникшим на основе собственных религиозных организаций. К 2004 году кроме Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации насчитывалось более 21500 официально зарегистрированных религиозных организаций, члены которых принадлежат к 49 различным религиозным направлениям. Существуют и такие религиозные группы, которые функционируют без государственной регистрации.
Процесс роста религиозности происходит на фоне изменения статуса, роли, функций религии и религиозного поведения верующих.
основой всех форм развитой религии, есть «восприятие бесконечности в таких проявлениях, которые способны оказывать влияние на нравственность человека» [204].
Третий подход социологический, который рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, анализирует религиозное поведение людей, единстве с их ценностями показывает естественные социокультурные предпосылки появления религии как сложного, открытого, динамичного социокультурного явления (Д. Боукер, М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, О. Конт, Г. Спенсер). В состав социологической теории религии входят: 1) фундаментальные положения, раскрывающие общественносущностные характеристики религии, ее основы в истории и
жизнедеятельности общества, групп и индивидов; 2) знания о различных феноменах религии - о религиозном сознании, культе, отношениях, объединениях, организациях; 3) совокупность операционально
интерпретированных понятий и эмпирических обобщений —
«религиозность», «религиозное поведение», «типы религиозности»; 4) методика конкретно-социологических исследований в области религии. Дюркгейм дал определение религии как «единой системы верований и ритуалов, имеющих отношение к священным вещам, то есть к вещам избранным и запретным, - верований и ритуалов, которые объединяют в одну единую духовную общину, называемую церковью, всех тех, кто является ее приверженцами» [58]. Эти верования и ритуалы поддерживают самобытность и продлевают жизнь общины. Они одобряются и санкционируются сверхъестественным существом или существами. Однако такие существа в реальности не так важны, как клан или другая социальная группа, которой они создаются в осязаемых образах и в воображении в качестве сил для объединения общества. Поэтому у богов нет онтологической реальности, другими словами, они не существуют как независимые реальности, а являются общественными образами, созданными
для того, чтобы объяснить или даже сформировать стиль поведения в обществе отдельных людей [58].
Боукер определяет религии как «организованные системы, объединяющие людей». Согласно его концепции религии «являются самыми ранними культурными системами, в которых содержатся данные о защите воспроизведения генов и воспитании детей» [204. С. 51.]. Так же, как кожа является первой защитной границей процесса воспроизведения генов, так культура является второй защитной кожей, в которой идет процесс воспроизведения генов. По мнению Боукера наши предки ничего не знали о том, как происходит процесс воспроизведения генов, однако это не имеет никакого значения, поскольку успешный опыт больше, чем понимание, гарантирует выживание в рамках эволюционного процесса. Религии являются высокоорганизованными защитными системами, способствующими выживанию человеческого рода и придающими смысл жизни [204].
Существует два подхода к анализу религиозных изменений в условиях формирования модернизирующегося общества. Первый подход {религиоведческий) связан с исследованием внутренней логики эволюции определенной религии, с изменениями в ее догматике, ритуалах, организационной и иерархической структурах. При этом модернизация может быть настолько серьезной, что приводит к появлению расколов, ереси и конфликтов [См.:2;]. Второй подход {социологический) выявляет роль и место религии в структуре модернизируемого общества [См.:28;50;51].
Социологический подход позволяет преодолеть узкоконфессиональный характер. Религия рассматривается как специфический социальный феномен, выполняющий определенные функции в обществе, которые инвариантны по отношению к конфессиям. Поэтому, исходя из целей диссертационной работы, дальнейший анализ будем осуществлять именно с позиций второго, социологического подхода.