Ви є тут

Потребности в образовании студентов негосударственных вузов

Автор: 
Тейтельман Николай Борисович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193553
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 3
ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ......................... 15
1.1. Потребности в образовании: понятийный анализ.............. 15
1.2. Негосударственное высшее образование как фактор формирования образовательных потребностей студентов......................... 45
ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА (на материалах конкретно-социологических исследований представительств вузов в малых городах Свердловской области)............................................................ 73
Ф 2.1. Структурные, уровневые и функциональные характеристики образовательных потребностей студентов негосударственных вузов 73
2.2. Факторы формирования и реализации потребностей студентов в образовании .................................................... 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... 140
ЛИТЕРАТУРА.................................................... 144
•Г
2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность темы исследования. Потребности в образовании являются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп и общества в целом. Их изучение актуально как в научно-теоретическом, так и в практическом смысле. Поскольку теоретическое знание о потребностях является фундаментом теории личности, то исследование потребностей в образовании позволяет проанализировать субъективные факторы, обусловливающие деятельность личности, описать характер ее образовательной активности, исследовать наиболее важные стимулы и условия ее включения в образовательную среду, отследить формирование механизмов, регулирующих процессы функционирования и развития личности как в сфере образования, так и за се пределами. В целом теоретическое исследование образовательных потребностей позволяет углубить научные представления о структу ре личности, ее деятельности, образе жизни.
Бесспорно, актуальным является исследование образовательных потребностей отдельных социальных групп и общностей. Знание такого рода дает представление о специфике групповых потребностно-мотивацнонных и ценностно-регулятивных механизмов образовательной деятельности, позволяет выявить ее типологические черты. Кроме того, образовательные потребности группы целесообразно изучать как фактор развития социального сообщества, условие социальной дифференциации, социальной мобильности, воспроизводства и изменения социальной структуры общества.
И, наконец, исследование образовательных потребностей, являющихся субъективными характеристиками объективных условий жизни человека, позволяет поставить диагноз социальной ситуации в обществе в целом (в сферах экономического и культурного развития страны, становления рыночных отношений и т.д.). Не менее значимо изучение потребностей в образовании в качестве механизма регуляции образовательной сферы, в процессе анализа ситуации, сложившейся в ней, определения роли общественного мнения в развитии образования, динамике изменений его отдельных подсистем.
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1.1. ПОТРЕБНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ: ПОНЯТИЙНЫЙ АНАЛИЗ
Потребность в образовании - одно из базовых понятий социологии образования, оно является необходимым элементом любой специальной социологической теории, трактующей особенности функционирования образовательной сферы. В то же время оно - важный компонент междисциплинарных исследований образования, реализуемых в рамках философии, антропологии, психологии, педагогики, экономики, управления, маркетинга и др.
Сущностная сторона понятия может быть раскрыта в контексте анализа его родовой категории "потребность", являющейся достаточно устоявшейся в науке и получившей широкое освещение в академической литературе.
"Потребности, - указывают авторы "Философского энциклопедического словаря", - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; побудитель активности. Биологические потребности обусловлены обменом веществ - необходимой предпосылкой существования любого организма. Потребности социальных субъектов и общества в целом зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности. Источник развития этих потребностей - взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ"1.
Потребность представляет собой противоречие между возможным и действительным, гипотетическим и реальным, желаемым и необходимым,
1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.518.
которое реализуется в предмете потребности в процессе его активного освоения.
Еще одна философская трактовка потребности содержится в более новом "Философском словаре": "Потребность предполагает нужду в предмете потребности. Потребность реализуется в процессе ее удовлетворения, активного освоения предмета потребности, в процессе потребления. Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности организма, либо к его гибели. До реализации потребности она существует как появляющееся и усиливающееся ощущение недостатка в чем-либо, но мере реализации потребности возникшее напряжение ослабляется и угасает. Потребности рождаются с появлением новых предметов потребности и в процессе их потребления. Для животных характерно использование данных природой в готовом виде предметов потребности, для человека - производство предметов потребности"2.
Философская интерпретация понятия «потребность» нуждается в конкретизации в рамках социологической науки. Предметом социологического исследования являются специфические для человека социальные потребности, порожденные развитием общества, - потребности в труде, общении, творчестве, самореализации и т.п. В рамках социологического видения биологические потребности человека рассматриваются как сохраненные у него в снятом виде, преобразованные под воздействием социальных факторов, существующие в тесной взаимосвязи с социальными потребностями и опосредованные социальным развитием общества в целом3.
Социология рассматривает потребность как "объективно-субъективное" явление, основой которого является противоречие между его объективной и субъективной сторонами. Потребность объективна в силу того, что отражает воздействие общественной жизни на сознание и деятельность личности, социальной группы, показывает их зависимость от
2 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1987. С.374.
3 Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С.572.
16